"Искусство в ощущениях. Античность" – проект для слабовидящих посетителей Эрмитажа
Инклюзивный проект "Искусство в ощущениях. Античность" представили в Эрмитаже. В шести залах музея рядом со статуями древних богов и героев установили тактильные копии для людей с нарушениями зрения. Путешествие от одного экспоната до другого превратили в новый экскурсионный маршрут.
Путь этой маленькой группы лежит к мраморному барашку, которому уже две тысячи лет. Незрячих посетительниц специальным маршрутом по залам Эрмитажа ведет волонтер. Всего на несколько дней скульптуры здесь обрели голоса.
Этот инклюзивный проект в Эрмитаже придумали, чтобы сделать искусство по-настоящему доступным для всех. В залах – шесть копий самых известных античных изображений: бюст греческой богини Афины, статуя бога Сераписа, самая крупная каменная камея Гонзага, а также символ музея – портик с Атлантами у здания Нового Эрмитажа. Цифровые модели создавали с помощью трехмерной фотосъемки, так как лазерное сканирование могло повредить древним скульптурам.
"Затем печаталась, собственно, сама скульптура, и дальше шла постобработка – тоже детальная, многоступенчатая, с имитацией фактуры, текстуры, покрытие специальными лаками, эмалями и всем прочим для того, чтобы макет имел очень прочное покрытие, чтобы его можно было дезинфицировать, и чтобы он смог вынести тысячи и миллионы прикосновений", – рассказывает дизайнер и тифлокомментатор Юлия Андриевич.
Пластик заменил собой тысячелетний мрамор. Фигуры, которые годами вырезали античные скульпторы, удалось повторить всего за несколько месяцев. Пальцы незрячих экскурсантов почувствуют разницу в материале, но не в форме.
Проект "Искусство в ощущениях. Античность" включает и театрализацию, и мастер-классы. Посетителям обещают даже устроить арт-медитацию.
"Много самых разных видов искусств соединяются вокруг инклюзивности и доступности, вот так утонченно понятой. Мы все время говорим о доступности искусства, но доступность – это не значит, что ногой можно открыть дверь. Доступность значит, что ты можешь понять и ощутить то, что тебе показывают. А мы помогаем", – комментирует генеральный директор Государственного Эрмитажа Михаил Пиотровский.
Учат детей и создавать простейшие копии, например, камей и медальонов. Но и для зрячих посетителей новый проект интересен. Они также могут потрогать скульптуры, чтобы понять, как воспринимается искусство на ощупь.