"Чешуя дракона": в Китае возрождают старинную технику книжного переплета
В Китае восстанавливают "Чешую дракона" – так называется традиционный тип оформления книжного переплета. Техника "лун-линь-чжуан" не имеет аналога в искусстве других стран. Такой средневековый способ создания книг можно взять на заметку, так как он позволяет экономить бумагу.
Что толку в книге, если в ней нет картинок? Такой вопрос читатели этих свитков задавать не будут. С одной стороны – иероглифы, с другой – яркие иллюстрации. Художник Чжан Сяодун уже более 15 лет работает над воссозданием этой выразительной древней книжной техники.
"Это позволяет нам быстро сформировать образ в нашем сознании. Это действительно красиво: не статично, а динамично, с шелестящим звуком ветра. Я думаю, что это не только взаимодействие с тысячелетней историей, но и с будущим, например с научно-фантастическими книгами", – рассказал Чжан Сяодун.
Первый такой переплет в виде "чешуи дракона" появился еще в период древней династии Тан VIII-VII веков до нашей эры – именно так экономили бумагу, тогда она была дорогой. Свиток, страницы которого вставляются с равным друг от друга расстоянием, при сворачивании наклоняются и создают иной рисунок, а чтение становится очень динамичным и увлекательным занятием. Чего не скажешь о создании таких книг: копию буддийского священного писания – "Алмазной сутры", впервые напечатанного во времена династии Мин и написанного 32 различными шрифтами китайских иероглифов, художник создавал долго.
"На его создание у меня ушло два с половиной года, в течение которых я испытал столько трудностей, что думал, никогда не закончу. Но я действительно упрямый человек", – поделился Чжан Сяодун.
Мастер книжного дела уже издал несколько таких сложных книг. Его труд оценили не только читатели: в Шанхайской галерее работы Сяодуна выставляются в качестве произведения современного искусства, впрочем, основанного на глубокой традиции.