Новая реальность Германии
Америка вызывает бурные эмоции не только у нас, но и в американской колонии Евросоюзе. Как и положено аборигенам, время от времени они испытывают приливы ненависти к заморским угнетателям. При этом внутренние распри отходят на второй план. Ровно это и явили президент Франции Макрон и канцлер Германии Олаф Шольц. Отужинав вместе в Париже вместе, они решили, что Америка ведет себя нехорошо, когда по новому закону о борьбе с инфляцией снижает налоги и дает энергетические льготы для компаний, инвестирующих на территории США. То есть для беглых из Европы компаний, инвестирующих в США.
После ужина Макрон раскололся первым: "Нам нужен аналогичный закон по принципу "покупай европейское", мы должны зарезервировать субсидии для наших, европейских, производителей. Китай защищает свою промышленность, США – тоже, Европа открыта для всех. Мы с Шольцем нашли общий язык и намерены двигаться по этому вопросу вперед, у нас состоялся хороший разговор".
Шольц, правда, против такой формулировки – "покупай европейское". Еврокомиссия – тоже, мол, это протекционизм и ведет к торговым войнам. "Все принятые нами меры, – заявил официальный представитель Еврокомиссии, – должны соответствовать правилам Всемирной торговой организации". То есть побунтовали – и хватит. Америка превыше всего, как говорят в марионеточном руководстве Еврокомиссии. Но все ли с этим в Европе согласны?
В пятницу федеральный президент Германии Штаймайер обратился к нации. Задачи приподнять настроение соотечественникам перед выходными не было, хотя без поэзии не обошлось – сказал, что для немцев начинается эра встречных ветров: "24 февраля стало переломным моментом в истории, погрузившим нас в Германии в новое время, время неопределенности. Время серьезных экономических потрясений, энергетического кризиса и стремительного роста цен. Это время, когда наша модель успеха глобальной сетевой экономики оказалась под давлением. Эра, в которой социальная сплоченность, вера в демократию и даже больше – доверие к себе – были подорваны. Мы должны пойти на ограничения в течение следующих нескольких лет, и большинство из нас ощущает это уже давно. Каждый должен вносить свой вклад по мере своих возможностей. И этот кризис требует, чтобы мы снова научились быть скромными".
Быть скромными – это, в принципе, по-немецки, но и здесь ведь тоже у кого щи пустые, а кому жемчуг мелкий. На неделе по Сети разошлось видео – канцлера подловили в Мюнхене после встречи с баварским партактивом. Раз информации на лентах агентств не появилось, значит, Шольц проигнорировал просьбу, с другой стороны, он был очень занят в последние дни. Во-первых, Украиной. В Берлине прошел странный форум по поводу восстановления украинской экономики. Из Киева приехал премьер Шмыгаль и не в тему попросил оружия. Зеленский включался по видеосвязи из Киева и требовал денег – 17 миллиардов евро ему нужны прямо сейчас. Немедленно.
Но Шольц мыслит другими временными отрезками: "Итак, вот что поставлено на карту: не что иное как создание нового плана Маршалла для XXI века. Задача поколения, которая должна начаться сейчас. Восстановление, реконструкция и модернизация Украины действительно станут вызовом для многих поколений, который потребует объединенных сил всего международного сообщества. Но это также и возможность для грядущих поколений, если мы все сделаем правильно".
Упомянутый план Маршалла – это программа послевоенного восстановления Европы, в ходе которого США укрепились в качестве глобального кредитора и подчинили себе европейски элиты. В дискуссии выяснилось, что немецкий бизнес не прочь поучаствовать В таком заманчивом проекте, но ничего конкретного. Потому что на дворе время неопределенности. Похоже, что и мероприятие затевалось с одной целью – создать информационный повод и разъяснить общественности правомерность того, что в обычной жизни называется грабежом.
"Мы хотим не только заморозить российские активы, но и конфисковать их. Это нетривиально с точки зрения законодательства, и мы работаем над этим. С этой целью вместе с государствами-членами мы создали целевую группу под названием "Заморозь и конфискуй", – заявила главы Еврокомиссии Урсула фон дер Ляйен.
По оценке Всемирного банка, ущерб Украины составляет около 350 миллиардов долларов. Случайно или все-таки нет, но это примерно соответствует объемам арестованных российских активов.
У Запада нет свободных денег, чтобы содержать киевский режим, не говоря уже о восстановлении: делать это за чужой счет Фон дер Ляйен, видимо, представляется разумным решением. Еврокомиссия недавно объявила, что спонсорская поддержка Киева в следующем году составит полтора миллиарда евро в месяц, не исключено, что эти деньги они тоже планируют брать из ворованного и спешат развязать себе руки. Неприятные последствия будут, но когда-нибудь потом. А сейчас ничто их не останавливает и не сдерживает полет фантазии.
"Мы должны убедиться, что преступник платит за восстановление. Россия должна выплатить Украине ущерб от войны, военные репарации. Слишком много раз на протяжении истории мы видели, что агрессоры избегают этих последствий, избегают этой ответственности", – сказал Матеуш Моравецкий, премьер-министр Польши.
Моравецкий и тут в своем репертуаре: ему подойдет любой повод напомнить Шольцу о претензиях Польши на немецкие репарации за Вторую мировую в размере триллиона трехсот миллиардов евро. Варшава еще и России собирается выставить счет за советскую оккупацию, о чем в конце недели уведомил польский МИД, но не определились пока с суммой.
Понятно, что это ни к чему не приведет, но в отношении Германии у поляков расчет на то, что отказ от репарационных требований при всей их вздорности можно будет разменять на лояльность немцев в других финансовых вопросах. А вопросов много. И как раз к Германии. План правительства Шольца направить 200 миллиардов евро на поддержание способности домохозяйств и предприятий оплачивать счета за электричество перепугал Европу. Это же протекционизм – не у всех есть возможность занять такие деньги.
Президент Макрон отменил франко-германские межправительственные консультации и пригласил Шольца на тот самый приватный разговор за ланчем. Тон во французских СМИ резкий, выводы недвусмысленны: спор, который может привести к разрыву, конец идиллии. Во Франции Германию называют единоличником, страной, которая взяла курс на эгоизм, страной, которая не заботится о своих партнерах. Сейчас речь о Germany First, и как результат – разочарование, раздражение, негодование. Франко-германская дружба оказывается химерой. По итогам встречи пресс-конференции не было, что также посчитали признаком охлаждения.
Правда, не все так просто с этим 200-миллиардным пакетом. От него Шольц не откажется – не дадут – но только агентство Reuters сообщает, что семилетние облигации, через продажу которых немецкое правительство планировало собрать нужную сумму, очень плохо идут: в начале месяца удалось реализовать только на миллиард семьсот миллионов евро, а планировали выручить четыре миллиарда. Похоже, инвесторы теряют веру в перспективы даже немецкой экономики, не говоря уже про французскую и прочие. И вот как раз тут у Макрона и Шольца нашлась почва для взаимного согласия.
"Даже несмотря на то, что их обед проходил в неловкой обстановке, оба лидера согласились, что ЕС не может бездействовать, если Вашингтон будет продвигать свой закон о снижении инфляции, предполагающий снижение налогов и энергетические льготы для компаний, инвестирующих на территории США, в его нынешнем виде. В частности, недавно подписанный в США закон побуждает потребителей "покупать американское", когда дело доходит до выбора электромобиля. Данный шаг особенно раздражает такие крупные автомобильные державы, как Франция и Германия", – отмечают СМИ.
Раздражение может вылиться в торговую войну, тем более что протекционистскими мерами действия США не ограничиваются. Концерн BASF – лидер немецкого химпрома – объявил о переносе производства в США, где цена газа в четыре-шесть раз ниже, чем на европейском рынке. Сколько при этом появится новых безработных... Наглядно. В пятницу в Праге прошла демонстрация против роста цен, санкций, втягивания Европы в конфликт на Востоке. 70 тысяч человек – вот примерно такая же толпа окажется за воротами, если BASF свернет деятельность в Германии.
"Правительство США приняло пакет мер по защите климата, обеспечению энергобезопасности и снижению инфляции. Эти меры не должны разрушить равные условия конкуренции между нашими экономиками, ЕС и США. Мы ощущаем опасность, Европе необходим уверенный ответ, так как мы видим, что США переманивают компании из Европы благодаря субсидиям. Мы не может себе позволить развязать экономическую войну в нынешние времена. Мы партнеры даже через Атлантику, но Европе необходимо дать единый ответ", – считает Роберт Хабек — министр экономики и проблем климата.
Необходимо, но для ответа нужен ресурс, а его нет. Европа беспомощна. Сейчас, когда все ПХГ заполнены под завязку, когда на рейде стоят десятки газовозов, цена все равно держится выше тысячи долларов за тысячу кубометров – это уже не вполне соответствует представлениям о рентабельности производства. И так теперь должно быть всегда, потому что, если не будет этих запасов, если газовозы вдруг уплывут в Азию, о европейской экономике можно забывать. А потом придут американцы с каким-нибудь планом Маршалла и приберут к рукам оставшееся: то, что понравится, сохранят, остальное обанкротят. И тогда уже занавес. Шольц, видимо, это понимает. Еще он понимает, что у Германии и Польши, у Германии и какой-нибудь Латвии не может быть единого ответа на действия американцев, и начинает свою игру с сенсационной продажи четверти акций гамбургского порта китайской логистической компании COSCO.
"Канцлер сам высказался по этому вопросу и ясно дал понять, что речь идет не о продаже части гамбургского порта, а только об участии в одном терминале. А максимальная норма в 24,9% гарантирует, что ни о каком стратегическом контроле или стратегическом участии не может быть и речи", – заверят Кристиана Хоффманн, пресс-секретарь правительства.
Попытка правительства преуменьшить значение случившегося, конечно, никого не ввела в заблуждение – на фоне постоянно звучащих заявлений о необходимости снизить зависимость Европы от сырья и товаров из Китая китайского влияния становится больше. Французская Libération задается вопросами: в этой ли реальности находится канцлер? Слушает ли он своих советников? Правильный ответ: видимо, да. Беспристрастный анализ ситуации не оставляет выбора – тут до смешного.
"Я просто поражаюсь, насколько эта сделка оказалась безболезненной для Шольца. Он ее одобрил машинально, кивком головы. Если "Талибан" (запрещена в РФ) сделает предложение по покупке немецкой железной дороги, думаю, Шольц не сможет отказаться", – сказал один из телеведущих.
Но гамбургский порт – еще не все. Есть вещи и посильнее. В пятницу стало известно о том, что немецкое правительство намерено одобрить продажу китайской компании Silex завода по производству микрочипов в Дортмунде. Сделка может быть завершена уже на следующей неделе. Учитывая, что 13 октября США ввели санкции на поставки в Китай всего, что связанно с микроэлектроникой, более откровенного антиамериканского демарша от Шольца пока сложно ожидать.
Но все сейчас чему-то учатся. Германия, например, которая очень хорошо себя ощущала в Евросоюзе, когда можно было заниматься экономической экспансией, где-то даже неоколониальной политикой в масштабах ЕС, теперь находит себя в новой реальности, где у нее нет надежных союзников, не говоря уже про друзей, где еще немного – и все ополчатся против нее. Так что намерения Шольца понятны: если наступает эра встречных ветров, нельзя допустить, чтобы они дули сразу со всех сторон.