Столичные педагоги поделились секретами мастерства с юными музыкантами Югры
Нужно не просто сыграть пьесу, а вслушаться в каждую ноту, душой и сердцем прожить историю мелодии – то, чему учит юных музыкантов маэстро Юрий Розум. Вместе с ним оценивают выступления ребят и дают им индивидуальные уроки педагоги ведущих творческих вузов Москвы. В детях они пробуждают интерес к музыке и показывают, как избежать ошибок.
"Зачастую они говорят о тонкостях, которые замечаются только со временем. Допустим, я играю произведение в какой-то тональности, вот в этой тональности надо играть гаммы, чтобы знать конкретно, как и куда ставить пальцы", – поделился воспитанник Центра искусств для одаренных детей Севера Родион Караев.
"Музыкант играет головой, а не руками. Если в голове бардак, то руки никогда ничего не сыграют. То есть если мы теряем доли, значит виноваты кто? Руки? Голова?" – говорит преподаватель.
Как улучшить технику исполнения, рассказывают на мастер-классе по игре на домре, а вокалистов учат входить в образ, вкладывать смысл в каждое слово. На другом уроке – как скрипкой изобразить плач, дуэтом с фортепиано станцевать танго.
"Нужно найти такие слова, подходы и методы, чтобы увлечь ребенка, чтобы ему стало это интересно. Очень часто превалирует такой подход: еще раз сыграй, еще раз сыграй, 10 раз сыграй, 20 раз сыграй. Здесь важно понимать – зачем? Для того, чтобы послушать какие-то интонации или пропеть его как мелодию, или еще что-то. То есть постановка каких-то конкретных творческих художественных задач, она увлекает", – рассказала доцент Московского института музыки имени Шнитке Кристина Шарабидзе.
"Музыкальная мастерская" не только раскрывает творческий потенциал детей, но еще и вдохновляет педагогов. На встречах с ними делятся современными методиками преподавания и помогают открывать новых звезд сцены.
"Наш фестиваль проходит по многим северным городам, по местам, где работает "Газпром нефть", потому что это совместная наша программа. И я должен сказать, что Ханты-Мансийск занимает одно из первых мест, если не первое. Здесь собрались педагоги, которые именно так готовят учеников, чтобы те занимались творчеством, а не просто бессмысленным звукоизвлечением, – отметил народный артист России, профессор Российской академии музыки имени Гнесиных Юрий Розум. – Поэтому с ними интересно работать. И с ними можно обсуждать варианты: сделай так или сделай эдак. А вот как тебе больше нравится? Давай подумаем".
В завершении мастерской состоялся отчетный концерт учеников музыкальных школ и приглашенных гостей. В репертуаре артистов – произведения Мусоргского, Цыганкова, Чайковского и Рахманинова. Милана Лисина выступает на одной сцене с музыкантами мирового уровня первый раз. Говорит, сыграть любимое произведение перед большой публикой – одно удовольствие.
"Очень приятно, что меня выбрали представлять свое отделение. У меня сразу есть гордость, что его хорошо нужно представить, отлично выступить. Но также немного страшно за такую ответственность", – призналась воспитанница Центра искусств для одаренных детей Севера Милана Лисина.
"Музыкальная мастерская" Юрия Розума проходит при поддержке программы социальных инвестиций "Родные города" компании "Газпром нефть". Уже шестой год мастер и другие известные музыканты помогают творчески одаренным детям и педагогам повысить свою квалификацию и сделать уверенные шаги на большую сцену. В этом году мастер-классы уже прошли в отдаленных северных городах и поселках – Салехарде, Ноябрьске, Муравленко, Мыс Каменный. А впереди в программе Оренбург и Омск, где юные музыканты уже готовят свои произведения, чтобы представить маэстро.