31 октября 2022, 23:00 1 ноября 2022, 00:00 1 ноября 2022, 01:00 1 ноября 2022, 02:00 1 ноября 2022, 03:00 1 ноября 2022, 04:00 1 ноября 2022, 05:00 1 ноября 2022, 06:00 1 ноября 2022, 07:00 1 ноября 2022, 08:00 1 ноября 2022, 09:00

II Московский международный фестиваль архивных фильмов

  • II Московский международный фестиваль архивных фильмов
Фестиваль будет проходить на московских площадках с 16 – 30 ноября 2022 года.

О фестивале

Московский международный фестиваль архивных фильмов является преемником фестиваля "Белые Столбы". С 1997 года его организует Госфильмофонд России для знакомства киноведов и синефилов с коллекцией одного из важнейших в мире и крупнейшего в России киноархива. Программа фестиваля состоит из забытых и недооцененных современниками фильмов: малоизвестное научное и завораживающего зрелищного кино, а также лент, считавшихся прежде утраченными. Большая часть фильмов будет продемонстрирована с пленки на языке оригинала с русскими субтитрами, а некоторые из показов – мировые премьеры.

Площадки

  • Кинотеатр "Иллюзион"
  • Государственная Третьяковская галерея
  • Киноцентр "Октябрь" при поддержке проекта КАРО.Арт
  • Кинотеатр "Пионер"
  • Музей кино
  • Культурное пространство "Поле"

Реставрации и находки

Основная программа

В задачи архивов входит не только собирать, не только идентифицировать, не только хранить, не только реставрировать, но и восстанавливать фильмы, дарить им новую жизнь. Фестиваль архивных фильмов – естественное событие, позволяющее картинам пережить второе рождение. Ленты, незаслуженно забытые, недавно обнаруженные, восстановленные, полученные из других архивов предстают перед зрителями практически «впервые» после многих лет забвения. Это забвение часто бывает вызвано случайными причинами, лежащими далеко от зрительского внимания.

***

Третья из трех. Проблемное кино, проблемная эпоха

Автор: Наум Клейман

Цикл подобранных фильмов относится к переломной (проблемной) эпохе перехода от немого кино к звуковому, от революционного "штурма и натиска" к актуальному осмыслению современности и истории, от относительной либерализации и коммерциализации НЭПа к авторитарной типизации и мифологизации. В программе представлены фильмы, в свое время признанные неудачными или ошибочными, хотя они были сняты крупнейшими режиссерами эпохи. Сегодня большинство из них выглядят совершенно иначе.

***

Белые одежды, красный крест

Автор: Евгений Марголит

Программа включает в себя фильмы, дающие представление об уникальности профессии врача как специалиста, которому вручены человеческие жизни. В нее вошли отечественные фильмы, созданные на протяжении минувшего столетия – от середины 1910-х до рубежа 1970-1980-х гг. Эти работы по разным причинам оказались сегодня вне зрительского внимания, но, несомненно, заслуживают по своим художественным качествам того, чтобы зрителю о них напомнили.

***

Грезы Запада: ориентализм в кино

Автор: Андрей Икко

Fin de siècle наполнялся не только декадансом, влечением к смерти и спиритизмом. Обилие географических открытий, технологический прогресс, тяга к путешествиям – все эти причины привели к тому, что начало ХХ века ознаменовалось проникновением в Европу и США поветрий (подчас истерических) на все кажущееся загадочным и иррациональным, что исходило от Востока. Сам кинематограф становится в начале ХХ века инструментом "нового видения" мира. Задолго до Вертова о всматривающемся глазе киноаппарата, о его способности проникать повсюду не раз писали как раз в связи с изображением "другого мира" – стран Африки и Азии.

***

Послевоенный научпоп

Автор: Семен Дымшиц

На протяжении большей части советской истории в стране в той или иной степени действовала эстетическая цензура. В этих условиях всегда существовали "периферийные" области, такие как поэтический перевод или детская книга, находящиеся под менее пристальным присмотром, открывающие пространство для эксперимента. К таким областям, безусловно, относилась и популяризация науки, как в печати (журналы "Химия и жизнь", "Знание – сила"), так и в кино.

***

Карта ветров

Автор: Наталья Мокрушина

Ветер – верный спутник путешественников, искателей таинственных земель и пилигримов, волею судьбы заброшенных за пределы привычного. Для ветра нет границ ни политических, ни географических, над ним не властно время. Он ведет за собой своих героев, открывая их взору неизведанные территории, обогащая образ знакомого мира. Фильмы программы демонстрируют разнообразие ландшафтов и пейзажей, где ветер чувствует себя хозяином, а человек – игрушкой в его руках.

***

Киноэкспедиции

Авторы: Андрей Икко, Дарья Горбач

Программа посвящена фильмам-травелогам, в которых запечатлен путь исследователей и землепроходцев. Благодаря появлению кинематографа, зритель смог увидеть неизведанные прежде земли. Кинокамера стала проводником в новый мир. В программу вошли как зарубежные, так и отечественные фильмы. Почти в каждом из них кинокамера не только сторонний наблюдатель, но и действующей лицо. С помощью нее режиссеры изучают природу, явления, культуру и обычаи разных народов – от жаркой Африки до непроходимой тайги.

***

Социализм в животном мире

Автор: Сергей Огудов

Интерес к животному миру в советском кино был связан с целым комплексом причин. Кинематографисты не только стремились раскрыть тайны неизведанного мира, но под воздействием материализма и теории эволюции животное мыслилось как прототип человека. Отсюда особое значение, которое придавалось сбору данных о физиологии, поведении, организации социума в животном мире.

***

Ленинградская школа. Документалисты

Автор: Дарья Горбач

В этом году исполнилось 90 лет со дня основания Ленинградской студии документальных фильмов. В 1960-1970-е именно там формируется новый взгляд на документальное кино. Фильмы, "воспитавшие" не одно поколение кинематографистов снимались параллельно с технико-пропагандистскими и агитационными картинами. Их режиссеров позднее назовут классиками Ленинградской школы документального кино. Минуя взгляд цензора, авторы рассказывали историю обыкновенного человека, помещенного в пространство, где есть место для размышлений о частной жизни. Если эти фильмы зритель знает почти покадрово, то знакомство с другими до сих пор не состоялось.

***

Средняя Азия

Автор: Евгений Марголит

К круглой дате – 100-летию СССР – будет показан яркий этап развития (1960-1980 гг.) новаторского кинематографа Средней Азии.

***

Киностолица: Ереван

Автор: Евгений Марголит

Программа, составленная в рамках одного из постоянных циклов – Киностолицы мира. Через работы ведущих мастеров — Г.Маляна, Ф.Довлатяна, Э.Кеосаяна, К.Геворкяна – мы предлагаем проследить, как менялся в минувшем столетии облик древней столицы Армении.

***

Программа фестиваля доступна на сайте.

Читайте также

Видео по теме

Эфир

Лента новостей

Авто-геолокация