Реставраторы восстановили интерьер Центрального дома журналистов
Завершен первый этап реставрации Центрального дома журналиста. Историческому зданию на Никитском бульваре больше двух веков. За это время оно не раз перестраивалось, что серьезно усложнило работу реставраторов. О том, что уже удалось сделать, – Анна Аппалонова.
Дом журналиста постепенно возвращается к себе прежнему – фасад очищен от штукатурки и многочисленных слоев краски. Именно так здание выглядело в XIX веке, когда здесь обитали купцы Прибыловы. Тогда архитектором был Александр Вивьен – сегодня его труды реставрирует Александр Урбанский. За три года работы обнажилась история, а в кабинете владельца дома нашлось забытое.
"Когда убрали перекрытия второго этажа, то оставили дверь, которая раньше выходила на перекрытия второго этажа. А этой двери он смонтировал себе сейф. Вот этот сейф сохранился в том виде. Он слегка отреставрирован, но внутрь мы даже не заглядывали, ключи утеряны", – говорит реставратор Александр Урбанский.
Утерянные ключи не помешали заглянуть в замочную скважину – сейф оказался пустым. И у реставраторов вызвал намного меньше интереса, чем паркет или люстра. Паркет и изготавливали, и собирали вручную – каждую плашку, каждую звезду. Здесь несколько пород дерева, из-за этого пол кажется объемным. Люстру тоже восстанавливали по крупицам, чтобы было в точности, как 150 лет назад.
"С люстрой была колоссальная работа отдельных реставраторов, которые занимались только люстрой. Для того, чтобы восстановить эту люстру в том виде, в котором вы ее видите, понадобилось полгода. Недостающие детальки отливались, хрусталь отливался, полировался. Это все сделано с точностью, идентифицировано так, как это было", – поясняет Александр Урбанский.
На этих кадрах отреставрировано все – каждый сантиметр стен, лестниц, потолка. Восстанавливали лепнину, открывали позолоту, скрытую под слоями краски, заново покрывали сусальным золотом. Первые журналисты и поэты, пришедшие в этот дом в 20-ом году ХХ века, видели именно такие интерьеры. И Маяковский, выкрикивая похвалу сельди на открытии, глаза поднимал к этому потолку. Это здание видело многих – даже Пушкин с молодой женой сюда заглядывал.
"Для Москвы самая главная его ценность, что оно по настоящему московское. Стояло купеческое здание с середины XVIII века с уникальными, подлинными элементами. Мы их можем определить, мы можем их увидеть, они сегодня отреставрированы. И это здание еще послужит и городу, и журналистам", – отмечает руководитель Департамента культурного наследия города Москвы Алексей Емельянов.
Сейчас окончен первый этап реставрации. Впереди еще столько же работы, и еще несколько лет ожидания.