3 ноября 2022, 20:38 3 ноября 2022, 21:38 3 ноября 2022, 22:38 3 ноября 2022, 23:38 4 ноября 2022, 00:38 4 ноября 2022, 01:38 4 ноября 2022, 02:38 4 ноября 2022, 03:38 4 ноября 2022, 04:38 4 ноября 2022, 05:38 4 ноября 2022, 06:38

Музей кино подготовил выставку к 90-летию со дня рождения оператора Игоря Черных

  • Музей кино подготовил выставку к 90-летию со дня рождения оператора Игоря Черных
  • Картинка
    Завершение монтажа выставки "Мастер на все руки. К 90-летию оператора-изобретателя Игоря Черныха" в Музее кино
  • Музей кино подготовил выставку к 90-летию со дня рождения оператора Игоря Черных
Он придумал массу технических приспособлений, позволявших добиваться невероятных визуальных эффектов.

Музей кино подготовил выставку к 90-летию со дня рождения оператора Игоря Черных. Он придумал массу технических приспособлений, позволявших добиваться невероятных визуальных эффектов. За монтажом экспозиции наблюдал Станислав Анисимов.

"Советский стедикам" – устройство для стабилизации изображения во время съёмки с движения. Игорь Черных разработал его для работы над фильмом "Емельян Пугачев". Сейчас сам этот экспонат нужно стабилизировать, он весит более 7 килограмм, манекен не выдерживает. Алюминий, титан, да еще и камера "Конвас". А для Черных – в самый раз. Так он добивался живого кадра, без тряски.

"Мастер на все руки". На съемках этой ленты за одну ночь разработал еще одно приспособление. Не съемочное, а реквизит. Вот этот нож особой конструкции. Задачу режиссера – после удара ножом по нему должна была стекать кровь жертвы – решил с виртуозным мастерством и смекалкой.

"В него вкладывалось, я очень извиняюсь, резиновое изделие, наполненное искусственной кровью. Когда актер хватает нож, он нажимает на это, и эта кровь начинает литься", – рассказала хранитель фонда кинофототехники и предметно-мемориального фонда Музея кино Эмма Малая.

Каков герой – такая и выставка. Ее организация требует от инженеров и техников Музея кино полной отдачи и изобретательных технических решений. Но главное – это техника безопасности.

Работая с Леонидом Гайдаем над фильмом "Бриллиантовая рука", Игорь Черных разрисовывал каждую сцену, каждый эпизод. Прописывал в раскадровках цветовую схему. Вот, например, закат, и выражение лица героя. А еще разработал "устройство для внесения оптического искажения". Чтобы усыпить Семен Семеныча Горбункова, Анне Сергеевне было "достаточно одной таблетки", а для съемки этого эффекта потребовался вот такой аппарат, с моторчиком.

"Составленный из двух пластиковых окружностей, кругов, которые крутятся в разные стороны посредством моторчика и тем самым оставляют центр таким какой он есть. А все, что по окружности, приобретает самые причудливые, невероятные формы", – заметила научный сотрудник Музея кино Дарья Борисова.

"В воздухе, на земле, под водой снимал оператор-постановщик Игорь Черных", – написано в титрах фильма. Во многом динамика и эксцентрика ленты Гайдая – результат именно нестандартных операторских решений. Кстати, Игорь Черных сам пришел в Музей кино, когда тот еще находился на "Мосфильме" и принес часть своих изобретений. Это редкое явление среди мастеров такого уровня, отмечают сотрудники. На выставке отдельно рассказано о его семье – операторской династии.

"Поскольку оператором Игоря Черныха вдохновил его отчим. И вот у меня в руках – удостоверение третьего выпуска государственного техникума кинематографии, тридцатого года, которое собственно принадлежит Черепанову Анатолию Денисовичу", – заметила руководитель выставочного отдела Музея кино Наталья Зюмченко.

Выставку будет сопровождать большая ретроспектива фильмов, которые снимал Черных. Среди них и "Аленка" Бориса Барнета и "Битва за Москву" Юрия Озерова.

Подписывайтесь на страницы телеканала "Россия-Культура" в мессенджерах и соцсетях: Telegram, ВКонтакте, Одноклассники.

Читайте также

Видео по теме

Эфир

Лента новостей

Авто-геолокация