Как создается современный российский авиалайнер
Современный, комфортный и надежный Ту-214, полностью из отечественных комплектующих, ставший прорывом в 80-х, сейчас вновь встает на крыло. И уже с нового года обновит парк наших авиакомпаний – только Аэрофлот закупит 40 бортов.
Десять самолетов в год
В агрегатно-сборочном цехе можно во всех подробностях рассмотреть процесс сборки самолета. Это хвостовая часть будущего лайнера, агрегат Ф-5. Есть такая профессия сборщик-клепальщик, и вот здесь сейчас бригада сборщиков-клепальщиков собирает то, что потом станет полом – монтируют балки, крепят их к шпангоутам.
Это и есть крупноблочная сборка – самый быстрый способ строительства большой и сложной техники: ракет, кораблей самолетов. Казанскому авиационному заводу придется теперь ускорить производство 214-х. Принято решение о строительстве до 10 бортов в год. Соглашение на поставку 40 самолетов для "Аэрофлота" уже подписано. Скорее всего, это и будет первый борт в новой серии.
Только российские станки
Авиазавод уже начал меняться: летом отремонтировали агрегатно-сборочный цех, поставили новые стапели. Со дня на день сдадут в строй новенькую Центральную заводскую лабораторию. Завезли новейшие фрезерные станки СТАН, российского производства.
Почти все оборудование на заводе – российское. На механическом производстве – токарные станки с ЧПУ из Рязани.
Казанскому авиазаводу в этом году 95 лет. За свою историю выпустил 22 типа авиационной техники. Всего более 20 тысяч единиц – от поршневых самолетов до стратегических ракетоносцев.
Сегодня Казанский авиазавод, наряду с другими авиазаводами страны, входит в Объединенную авиастроительную корпорацию. Дальние бомбардировщики Ту-22М3М и стратеги Ту-160 здесь и сейчас строят.
Трудовая династия
А проект расширения производства гражданских лайнеров – как хороший подарок к юбилею. Есть на КАЗ свои традиции и династии, но вот династию Антиповых несколько лет назад, как будто специально под большое дело, переманили с соседнего КамАЗ. Стаж на четверых, папа, мама, сын, сноха, – 105 лет.
Это тот случай, когда и на заводе все разговоры о заводе, и дома. Сегодня – про старый новый самолет.
Сын Дмитрий в профессии уже 15 лет. Учился в колледже, сейчас получает высшее образование. На авиазаводе в его хозяйстве несколько больших станков. Таких, как этот гидроабразивный.
Ту-214
Ту-204(214) рождался на стыке эпох, прежде всего, технологических. И для фирмы Туполева он стал в каком-то смысле инновационным. В такой компоновке, два турбореактивных двигателя на пилонах под крылом, пассажирские самолеты здесь еще не строили.
"При создании этого самолета впервые серьезно применялись современные методы, которые потом превратились в использование IT-технологий вообще в авиации", – рассказывает советник генерального директора ПАО "Туполев" Валерий Солозобов.
Валерий Солозобов пришел в КБ, когда еще работал сам Андрей Николаевич Туполев.
"Дед", как его все называли, всегда принимал участие в разработке внешнего вида нового самолета: сам утверждал обводы, в прямом смысле руками разглаживая контуры будущего лайнера. В этом деле для него не было мелочей. Ведь "хорошо летают только красивые самолеты" – это слова Туполева. Но 214-й рождался уже без него и все равно получился красивым.
Сборка самолетов Ту-204(214) никогда не прерывалась, начиная с 1989 года. На ульяновском и казанском авиазаводах строили по несколько бортов в год. Все, что нужно для строительства Ту-214, в Казани есть. И если бы не лоббисты от Boeing и Airbus, то Туполев и сейчас был самым массовым самолетом в российском небе, как когда-то его предшественник Ту-154. Иначе разве бы заказывали его спецслужбы и Специальный летный отряд "Россия". Вот только 26 октября передали заказчику еще один борт номер 64532. Назвали в честь Туполева.
Высшая оценка
А это еще один такой же борт на этапе достройки. Мы поднимаемся на Ту-214 и можем посмотреть, как будет выглядеть изнутри такой самолет. Вполне современно – багажные полки, кресла установлены.
Кабины пилотов сейчас, конечно, делают по-другому, но у 214-го запаса технических решений хватило, чтобы остаться современным и спустя 30 лет после начала производства.
Силовая установка
Да, надо будет переучить летчиков обратно с Boeing и Airbus, но это не самое сложное, считают профессионалы. Другой вопрос – хватит ли для новых самолетов пермских двигателей ПС-90А. Придется наращивать и их производство. Это шанс для всей авиастроительной отрасли.
"Эксплуатация зарубежной техники становится сложной, а в какой-то момент она будет невозможной. Опять надо будет возвращаться к тем возможностям, которые были. Развернуть его, два-три десятка в год, – это абсолютно титанический труд. Если он удастся, то перед этими людьми можно будет только преклониться", – считает внук авиаконструктора Туполева Андрей.
Внук великого конструктора, по сути, перефразирует еще одно известное высказывание своего деда: "Прогресс авиации обеспечивается коллективным трудом людей".