Украинцы рассказали об убийствах, освобожденные россияне – о пытках
Показания четырех украинских пленных многое дают понять о степени жестокости тех, кто противостоит российским военным. Вот лишь несколько эпизодов, совершенных весной этого года. Обвиняемый Алексей Томилин дает показания в том числе и на своего сослуживца по фамилии Курыленко, который в конце марта расстрелял жительницу Мариуполя.
"Я увидел, что Курыленко прячет пистолет марки ПМ себе за пояс, а в двух метрах от него с левой стороны лежит женщина с пулевым ранением в голове. Женщина то ли выдохнула, то ли вдохнула, в общем, издала звук. Чисто автоматически я нажал на спусковой крючок, и произошел выстрел в область грудной клетки", – рассказывает Алексей Томилин.
"Установлено, что обвиняемые в марте и апреле этого года выполняли незаконные приказы своего командования по жестокому убийству безоружных мирных граждан. Обвиняемый военнослужащий Алексей Томилин дал показания, согласно которым его сослуживец выстрелил в затылок пожилой женщине лишь за то, что она высказывалась в поддержку России и президента РФ", – информирует руководитель пресс-центра Следственного комитета России Светлана Петренко.
Томилин обвиняется в убийстве еще двух мирных жителей – он и еще один военнослужащий ВСУ стреляли по прохожим из окна многоэтажки.
"Я застал следующую картину: один гражданский уже находился без признаков жизни, второй лежа продолжал вести видеосъемку. По нему Курыленко вел огонь. Я, присоединившись, произвел два прицельных выстрела", – продолжает свой рассказ Алексей Томилин.
Другой обвиняемый, Василий Михайлов, показывает следователям, как забил до смерти местного жителя в детском саду, где в тот момент находились позиции ВСУ.
"Я вот сюда ударил его, повалил на пол его. Мог наносить по туловищу, по ногам, по плечам мог наносить. Когда я завел его в клетку, он схватил меня рукой за ногу. Я повалил его на пол и нанес удар", – описывает произошедшее обвиняемый Василий Михайлов.
Следственный комитет расследует еще два эпизода. Военнослужащий той же 36-й бригады Даниил Овчинников, выполняя приказ командира, открыл огонь по мирным жителям. Командир 74-го разведывательного отдельного батальона ВСУ Артур Пустовойт тоже убил безоружного человека.
"20 марта 2022 года находился на посту. Сделал выстрел просто в его сторону. И когда подошел, человек уже упал, не подавал уже признаков жизни", – признается обвиняемый Артур Пустовойт.
У следователей сейчас несколько дел, где речь идет о жестоком обращении с военнопленными, гражданским населением, применении запрещенных средств и методов – это 356-я статья Уголовного кодекса. Не по себе становится, и когда слушаешь рассказ двух освобожденных бойцов ДНР о том, как пытают током в украинском плену.
"Когда они тебя приводят, они тебя тоже бьют. Чтобы запугать по большей части", – говорит военнослужащий Народной милиции ДНР Артур Клинов.
"Кто-то на электрический ток попал", – добавляет его сослуживец Станислав Лебеденко.
"Провода привязывали к ним, и током просто били по пару часов. Розетки? Мы не знаем. Завязанные глаза у них, в мешке, они просто рассказывали. Синие пальцы – приезжали к нам", – говорит о мучениях пленных Артур Клинов.
"Ожоги на теле", – продолжает Станислав Лебеденко.
Вернувшимся из плена сейчас помогают психологи.
"Сломали палец на руке и потом разрезали мне футболку и канцелярским ножом порезали мне на правой лопатке. И присыпали еще соль. И дубинкой били, и молотком деревянным по голове били", – вспоминает побывавший в украинском плену военнослужащий Николай Порохня.
Каждый подобный эпизод обязательно будет задокументирован и расследован.