Евгений Марчелли поставил "Бесприданницу" в Театре Моссовета
Еще одно произведение в категории "любовь, брак, семья" – "Бесприданница". Островский – автор в этой категории едва ли не первый в своем отечестве, если не в мире. Напомню фрагмент. Паратов: – В любви равенства нет. Это уж не мной заведено. В любви приходится иногда и плакать. Лариса: – И непременно женщине? Паратов: – Уж, разумеется, не мужчине. Да почему? Очень просто, потому что если мужчина заплачет, так его бабой назовут, а эта кличка для мужчины хуже всего, что только может изобресть ум человеческий.
Евгений Марчелли выпустил в Театре Моссовета, которым руководит, "Бесприданницу". Про недалекую романтическую мещаночку, весьма способную прельщаться сильными мужчинами, героями – в мещанском смысле этого слова. Это мнение современников Островского. Но кто не станет разделять его сегодня? Как ни разоденешь персонажей этой пьесы, а от главного не отвлечешь: от бесстыдного и холодного бессердечия, которое сделалось чуть ли не основной чертой текущего прогресса во всех общественных слоях. Тоже сказано, как ни удивительно, сто пятьдесят лет назад.
Трагедия, порожденная тем, как по-разному понимают любовь мужчина и женщина, так говорит Евгений Марчелли об истории несчастной любви и гибели Ларисы Огудаловой. Для режиссера Островский – один из любимых авторов, к которому он, однако, не часто обращается. В названии пьесы "Бесприданница" Марчелли особенно акцентирует первые три буквы.
"В Ларисе – главный бес. Это человек, это женщина, это девушка, судьба, наверное, я думаю, что огромного количества женской части нашего мира, когда они обязательно нарываются на первую трагедию любви. У нее случилась первая трагедия любви год назад, и она была влюблена, отдана, счастлива и считала, что вся жизнь впереди счастливая. И была грубо обманута. И дальше в ней происходит страшное", – говорит режиссер, художественный руководитель театра им. Моссовета Евгений Марчелли.
Любовь, по Марчелли, – территория смертельно опасная. В визуальном воплощении такой территории решили освободиться от всего лишнего, не потеряться в бытовых мелочах, и потому на сцене практически нет декораций. Нет здесь и музыки. В тишине – только текст Островского.
Марчелли видит "Бесприданницу" как притчу на все времена. Лариса Огудалова в версии Марчелли – бунтарка, которой после предательства любимого Паратова уже нечего терять. Это внутреннее состояние выражено в том числе в костюмах героини, которые – провокация, своя для каждого. Яркий визуальный бунт. Как такая Лариса станет петь романсы по просьбе гостей – вопрос держал зрителей в напряжении.
"Когда мы начинали репетировать, это был самый сложный момент, я думала: боже мой, мы подходим к этой сцене, что мы будем делать?! Я надеюсь, Евгений Жозефович что-нибудь придумал. В итоге это не песня – это некий выкидон. Это что-то такое: вот ловите все – хотели, чтобы я спела? А не буду я по вашим правилам", – поделилась актриса Анастасия Белова.
Внимательное чтение текста Островского дало спектаклю новые открытия и смыслы. Елена Валюшкина в роли Хариты Игнатьевны – современная мать современной дочери. "Мы сочинили такую историю, что когда-то в молодости мама пережила все то же самое. В тех же красках с другими мужчинами. И теперь это и воспоминания, и присутствие в этих же сценах, и отсутствие. Поэтому нам показалось, что мы связали историю мамы и дочери", – рассказала заслуженная артистка России Елена Валюшкина.
Роковой выстрел в конце спектакля заставляет вздрогнуть всех, кто со школы знает финал "Бесприданницы". Ларису снова убьет любящий Карандышев. Она будет еще долго умирать, закусывая фруктами, потому что уже давно была внутренне мертва. История в который раз получилась про любовь – просто не к тому человеку.
"Хочется верить, что да. Так мало любви сейчас, хочется верить, что да, все-таки любовь – на первом месте", – признался актер Дмитрий Подадаев.
"Про любовь. Про абсолютно сложную человеческую неспособность принять этот дар судьбы и удивительным образом испортить свою жизнь", – добавил Евгений Марчелли.