В Москве начал работу Второй международный фестиваль архивных фильмов
Открылся II Московский международный фестиваль архивных фильмов. В его программе – ленты из Госфильмофонда – забытые, недооцененные, считавшиеся утраченными. О том, что ждет любителей киностарины – Анна Аппалонова.
Киноведы, кинокритики, историки кино и просто синемафилы собрались в одном из старейших кинотеатров Москвы, чтобы увидеть кино, которое не показывали уже лет 100, а то и больше. Фестиваль архивных фильмов – это когда находят забытую пленку, бережно сдувают с нее пыль, если надо – реставрируют и снова пускают на большой экран, как будто и не было этого столетнего перерыва.
"Старое архивное кино надо смотреть для того, чтобы понять, что такое кино. Потому что без этого кино – старого, новое кино – выскочка. А это – родословная, а родословная дает какие-то корни этому роду кинематографии", – отметил историк кино Наум Клейман.
В течение двух недель покажут 118 фильмов. Помимо основной программы "Реставрации и находки", будет еще 10 авторских циклов. Наум Клейман представит подборку под названием "Третья из трех. Проблемное кино, проблемная эпоха" – фильмы, которые когда-то считались неудачными или ошибочными, теперь смогут рассказать о процессе совершенствования кинематографа. Евгений Марголит подготовил цикл "Белые одежды. Врач на экране".
"Вы же понимаете, что такое врач, скажем, 300 лет назад, 500 лет назад – чернокнижник, доктор Фауст, он с дьяволом якшается. Поэтому черты инфернальности приходят и в кино, и 100 лет назад. Доктор Калигари, доктор Мабузе. Это не случайно. С одной стороны, это память об этих якшающихся с нечистым, а с другой – уже 100 лет назад это герои, это подвижники", – рассказал историк кино, главный искусствовед Госфильмофонда России Евгений Марголит.
На церемонии открытия представили сразу две картины – отреставрированный фильм "Миражи" Петра Чардынина и лента "Танцовщица Шивы" Альбера Капеллани. Этот фильм считался утраченным, был одним из самых разыскиваемых в мире, а нашелся в архиве Госфильмофонда, обнаружила его Тамара Шведюк.
"Поскольку это фильм 1911 года, разумеется, с таким материалом очень сложно работать. Я опознала главную актрису фильма, Стасю Наперковскую. Таким образом, понятно, работая с ее фильмографией, атрибутировала фильм. Действительно, это уникальная копия. И больше на сегодняшний момент ее нигде нет. Фильм сохранился полностью", – поделилась историк кино Тамара Шведюк.
Оригинальная картина была раскрашена – в то время этим особенно увлекались, но несмотря на то, что этот вариант черно-белый, он бесценен – пленка настолько хорошо сохранилась, что ее даже не реставрировали. На экране – именно она, это не оцифрованная копия. Пленку пустили в том виде, в котором положили на хранение. И таких показов на этом фестивале будет много.