В Русском музее приступили к реставрации картины Константина Маковского
В Русском музее приступили к реставрации картины Константина Маковского "Народное гулянье во время Масленицы на Адмиралтейской площади в Петербурге". Огромное полотно – два на три метра – не раз обновляли, так что специалистам придётся устранить не только разрушения, вызванные временем. Подробности у Алексея Комарова.
На первый взгляд эта знаменитая картина, одна из самых больших работ Константина Маковского, находится в полном порядке. Впрочем, для людей в белых халатах – это глубоко больной пациент.
"Сезоны и суточные колебания приводили к тому, что холст то провисает, то натягивается. Таким образом, он ослабевает. И появляются трещины. Появляется кракелюр, который мы можем видеть сейчас на этой поверхности. В данном случае кракелюр перешёл в горизонтальные жёсткие изломы", – заметила ведущий художник-реставратор отдела реставрации станковой масляной живописи Государственного Русского музея Ольга Кленова.
Эти морщинки на старых картинах меняют восприятие всей работы художника. Кроме того, из-за толстого слоя лака, который не даёт холсту осыпаться, цвета поблекли. Именно поэтому картину и решили отправить на реставрацию. Тем более, дала о себе знать вот эта старая рана.
"Прорыв заделан старым способом. Проще говоря, просто на место прорыва сзади приклеен кусок холста – заплатка. И эта заплатка от ослабления натяжения начинает вызывать деформацию на лицевой стороне", – заметил заведующий отделом реставрации станковой масляной живописи Государственного Русского музея Марат Дашкин.
Такая масштабная техническая реставрация пройдёт впервые, благодаря проекту "Друзья Петербурга".
"Если вы помните, то не так давно мы представляли завершение работы над картиной Айвазовского "Петр Первый на Красной горке спасает моряков", и это было завершение реставрации. А сегодня при поддержке, при участии "Газпрома" мы начинаем реставрацию другой большемерной картины", – пояснил генеральный директор Русского музея Владимир Гусев.
За картину "Народное гулянье во время масленицы на Адмиралтейской площади в Петербурге" Константин Маковский получил звание профессора. Она невероятно понравилась публике.
Кроме восстановления красочного слоя картины специалисты обновят и раму. Её сняли более 12 лет назад. И сейчас начинают реставрацию.
Первые рамы в начале XIX века были резные. Процесс изготовления мог длиться годами. С появлением же формовки рамы создавали всего за несколько недель. Впрочем, обратная сторона такой технологии – недолговечность.
"Характерные разрушения – это вот такие трещины. Это разрывы мастики на всю глубину слоя. То есть, там, где есть такие разрывы, есть опасения того, что этот разрыв может привести к отслоению мастичного декора. Поэтому мы будем проводить укрепление и консервировать этот декор по месту", – отметила заведующая отделом реставрации золоченой резьбы Ирина Веснина.
Отреставрированную картину Константина Маковского вернут на место в конце февраля. Как раз во время масленичной недели.
Подписывайтесь на страницы телеканала "Россия-Культура" в мессенджерах и соцсетях: Telegram, ВКонтакте, Одноклассники.