Булгаковской "Мольериане" посвящена выставка в квартире писателя в Москве
"Театральный человек" – выставка в мемориальной квартире Михаила Булгакова на Большой Пироговской посвящена 400-летию со дня рождения Мольера. Французский драматург и его театр стали для писателя символом диалога между искусством и властью. Мольеровский след в творчестве Булгакова изучила Юлия Кундрюкова.
В квартире на Большой Пироговской Михаил Булгаков жил с 27-го года. Здесь написал несколько пьес – в их числе "Кабала святош". Об этой непростой работе выставка "Театральный человек". Здесь сразу попадаешь в театральные цеха, в которых как будто готовится спектакль. Первый – литературная часть. И самый ценный экспонат – рукопись Булгакова с его правками.
"Есть эпизоды воспоминаний, где Булгаков практически чистовик создает прямо с самого начала. То есть правок минимальное количество. Есть воспоминания о том, как Булгаков работает над текстом, кропотливо изучает различные материалы, и вот здесь, скорее, второй вариант", – рассказал научный сотрудник Музея М. Булгакова, куратор выставки Иван Назаров.
Художественный цех – с эскизами декораций и костюмов. Их шили из золота и парчи на сцене нужна была удушающая атмосфера придворной жизни короля Людовика XIV, чтобы показать трагедию драматурга Мольера. Музыкальный – с оригинальной партитурой Глиэра и его дирижерской палочкой. Но всей этой приятной суете перед выходом спектакля предшествовала настоящая борьба за то, чтобы спектакль разрешили поставить. В 29-м, когда Булгаков начал писать "Кабалу святош", три его пьесы сняли из репертуаров театров. Эту тоже поначалу во МХАТе не приняли. Булгаков написал письмо к правительству СССР. И после в этих стенах раздался телефонный звонок, который изменил ситуацию.
"Телефонный звонок Иосифа Сталина, который прозвучал 18 апреля 1930 года. Между ними состоялся разговор, после чего Булгаков был принят на работу в Художественный театр на должность режиссера-ассистента", – напомнил Иван Назаров.
Премьера спектакля состоялась, но тут же в печати стали выходить разгромные рецензии. "Фальшивая, неугодная пьеса", "поучительная неудача" – подобные эпитеты можно прочесть в специально огороженном пространстве и представить, что чувствовал Булгаков в это непростое время. Постановку после семи спектаклей запретили. Но у этой пьесы, уже после смерти писателя, началась новая история гораздо более успешная. "Кабала святош" стала одной из самых популярных, за нее брались многие театры. Во второй части экспозиции – костюмы, в которых выходили на сцену лучшие артисты разных лет.
"Наталья Тенякова, 88-й год, уже называется спектакль "Кабала святош", не "Мольер". Играет Мадлен Бежар. И, собственно, вы можете посмотреть, насколько прекрасный, богатый и роскошный костюм. Здесь представлены еще три. Это и Олег Ефремов, в котором выступал, и Виктор Авилов", – пояснила директор Музея М. Булгакова Валентина Агафонова.
Мольер для Михаила Булгакова был мощным источником вдохновения. С 29-го по 36-й годы он написал так называемую мольериану – помимо "Кабалы святош", пьесу "Полоумный Журден", роман "Жизнь господина де Мольера" и перевод на русский язык его пьесы "Скупой". Эта тяга к биографии и произведениям французского драматурга вполне объяснима: Булгаков сам стал заложником старого, как мир, вопроса отношений художника и власти.