6 декабря 2022, 19:47 6 декабря 2022, 20:47 6 декабря 2022, 21:47 6 декабря 2022, 22:47 6 декабря 2022, 23:47 7 декабря 2022, 00:47 7 декабря 2022, 01:47 7 декабря 2022, 02:47 7 декабря 2022, 03:47 7 декабря 2022, 04:47 7 декабря 2022, 05:47
  • Георгий Харюнин

Россия без Голливуда. Что покажут в кино в 2023 году

  • Россия без Голливуда. Что покажут в кино в 2023 году
Уходящий 2022-й стал для российской киноиндустрии невероятно тяжелым. Еще более тяжелым, чем были пандемийные 2020-й и 2021-й. Из страны ушел Голливуд. Временно, скорее всего, но именно на американских фильмах базировался наш в общем-то скромный кинопрокат. Чего ждать от 2023-го и что удалось сделать за 2022-й – рассказывают профессионалы кинорынка.

Что произошло, когда ушли голливудские студии

Весной 2022 года одна за другой в России приостановили свою деятельности практически все зарубежные кинокомпании. Не только пресловутый Голливуд, но и крупные игроки европейского рынка. Ушла студия Disney, о паузе заявили Universal, Sony Pictures и Warner Bros. Меньше стало и громких премьер от Lionsgate и других мастодонтов-киноделов. За прошедшие 9 месяцев закрылись много кинотеатров – они не смогли дождаться отечественных блокбастеров, которые должны были вернуть зрителей. И хотя летом случались единичные "выстрелы" ("Одна", "Финник", "Артек: Большое путешествие"), но по-настоящему прокат удалось встряхнуть только "Сердцу пармы" – экранизации одноименного романа Алексея Иванова, суммарно освоившей 882,4 млн рублей.

Ольга Фитенко, директор по кинопрокату кинозала "Победа" (Москва):

"Когда голливудские компании решили, что они закрываются в России, мы остались в очень сложном положении. До этого российские продюсерские компании говорили, что мы им не давали работать из-за Голливуда. Возможность появилась, но наш кинематограф оказался не очень к этому готов. Теперь постепенно все встает на свои места. Во время пандемии мы потеряли ключевого зрителя – люди привыкли смотреть телевизор, а не ходить в кино. Сейчас заново нужно воспитывать поколение, которое будет посещать кинотеатры. И надеюсь, нам в этом помогут компании с очень талантливыми и умными руководителями – "Атмосфера кино", "Национальная медиа группа" и "Контент Клуб". Я считаю, что Вадим Иванов, Вадим Смирнов и Антон Сиренко – это лидеры кино, которые смогут на должный уровень поднять индустрию".

Президент сети кинотеатров КАРО Ольга Зинякова:

"Теперь мы строим планы в отрыве от голливудского контента, без расчета на то, что кто-то вернется. Перед нами стоит задача создать российский суверенный кинопрокат, и мы видим реальный потенциал в российских релизах".

Про "Сердце пармы"

Фильм режиссера Антона Мегердичева "Сердце пармы" ждала вся индустрия. Учитывая широкую рекламную поддержку, которая началась задолго до выхода в прокат, об этой масштабной и зрелищной экранизации романа Иванова зритель знал хорошо. В комментариях под трейлерами подавляющее большинство комментаторов высказывались в поддержку фильма, выражали надежду на то, что "Сердце…" оправдает их ожидания. И этот релиз не подвел.

Ольга Фитенко, директор по кинопрокату кинозала "Победа" (Москва):

"Начиная с "Сердца пармы" – это лучший бокс-офис за последние полгода точно. Мы очень рады, что зритель, в конце концов, пошел. Народ постепенно возвращается в кинотеатры. У меня очень большие надежды, что в новогоднюю битву у нас будет работа".

"Сердце пармы" установило сразу несколько важных рекордов. Во-первых, в кинотеатрах его посмотрели 3 млн человек. Во-вторых, фильм на протяжении 8 недель возглавлял бокс-офис страны, даже тогда, когда казалось, что новинки гораздо сильнее. До "Сердца пармы" подобным достижением не только в нашей стране, но и в мире похвастаться не мог никто. Даже "Аватар" и "Мстители". "Сердце пармы" показало, что зрители готовы вернуться в кино – для этого им просто нужен повод.

Президент сети кинотеатров КАРО Ольга Зинякова:

"Перезапустил кинопоказ и простимулировал интерес к новым российским фильмам именно "Сердце Пармы", который 8 уикендов подряд не только сохранял лидерство, но и продолжает двигаться в сторону первого миллиарда. Это образец нового российского блокбастера, который интересен аудитории и может конкурировать с зарубежным продуктом. Важно, чтобы картины такого масштаба с достойной маркетинговой поддержкой выходили регулярно. Тогда можно будет сказать о стабилизации кинопоказа".

"Сердце пармы" стал самым кассовым российским релизом 2022 года, а в рейтинге самых кассовых премьер оказался на второй позиции – следом за приключенческим экшеном "Анчартед: На картах не значится". Огромное влияние на успешность фильма оказал "сарафан": зрители, смотревшие фильм в кино, делились своими впечатлениями в социальных сетях, рассказывали друзьям – и в кинотеатры шла новая аудитория. Судя по отзывам, "Сердце пармы" смотрели даже те, кто изначально не планировал этого делать.

Про форум "Российский кинобизнес"

В период с 28 ноября по 30 ноября в кинотеатре "Формула Кино на Кутузовском" прошел Международный кинорынок и форум "Российский кинобизнес" – мероприятие, ориентированное на профессионалов индустрии. В рамках этого ивента участники подвели итоги уходящего 2022-го и поделились ожиданиями на будущий год. Причем, речь не только о прокатных планах дистрибьюторов, но и о взгляде на российский кинопрокат обновленной версии.

Екатерина Бордачева, генеральный директор и креативный продюсер МКиФ "Российский кинобизнес":

"Этот рынок получился совершенно другим. Мы поменяли формат и впервые пришли в кинотеатр. Это связано с разными организационными обстоятельствами (сейчас мы просто не можем привезти стандартный комплект оборудования, который обычно заказывали в Европе). Но также мы решили, что в это непростое время всем важна солидарность. Нам хотелось поддержать кинотеатры, сказать, что вся индустрия здесь, и в общем-то как-то привлечь к ним дополнительное внимание".

Екатерина Бордачева, Генеральный директор, Креативный продюсер МКиФ "Российский кинобизнес" (пресс-служба МКиФ "Российский кинобизнес")

Так как весенний форум пришлось отменить, осенне-зимняя встреча подарила возможность впервые пообщаться в деловом и одновременно неформальном формате и кинопоказчикам, и дистрибьюторам (причем, как привычным оффлайн-кинотеатрам, так и представителям стриминговых сервисов). В рамках прошедшего МКиФа состоялись 7 презентаций, 3 показа полнометражных кинокартин и 2 сквозных дискуссии.

Екатерина Бордачева, генеральный директор и креативный продюсер МКиФ "Российский кинобизнес":

"Не буду скрывать, наш форум, действительно, базировался на мейджорских компаниях, которые не только Голливуд сюда привозили, но и активно продвигали российское кино. У всех – у Disney, Sony и у Universal – в пакетах были успешные российские проекты. Учитывая ситуацию, весенний форум нам пришлось отменить. Не было возможности собрать плотную интересную программу, а без нее рынок просто невозможен, ведь он базируется на контенте".

МКиФ "Российский кинобизнес", презентации компании "Атмосфера кино" (пресс-служба МКиФ "Российский кинобизнес")

Действительно, подстроившись под новые условия существования, кинорынок в России продолжает жить. Вероятного возвращения голливудского кино, конечно, ждут, но на это в целом не рассчитывают. Сейчас во главу угла ставят отечественный контент. После "Сердца пармы" стало понятно, что привлечь зрителей в кино можно – важно предлагать им стоящие фильмы и не забывать работать с целевой аудиторией (а это и реклама, и интерактивные программы). Вот это, в том числе, и обсудили профессионалы индустрии. Форум "Российский кинобизнес" предоставил им площадку, которая помогла скоординировать действия.

Екатерина Бордачева, генеральный директор и креативный продюсер МКиФ "Российский кинобизнес":

"Сейчас, когда мы начали понимать ось нашего развития, когда во вновь открывшиеся компании перешли эксперты и высокие профессионалы из голливудских компаний, работавших в нашей стране, появилась надежда. Они знают, как правильно работать с национальным кино. Сейчас мы понимаем, что раз появилось очень много новых дистрибьюторов, нам нужно дать им платформу для общения с кинотеатрами. Поэтому мы здесь".

В центре внимания кинотеатров и зрителей оказались независимые компании, релизы которых раньше терялись в потоке голливудского кино, – и это при том, что многие их фильмы, действительно, выстреливали, но собирали гораздо меньше, чем могли бы. Более заметны на арене стали "Вольга", "Экспонента", Global Film, World Pictures и TenLetters.

Дмитрий Можаев, генеральный директор кинопрокатной компании TenLetters:

"Очень хорошо, что кинорынок вообще состоялся. Время его проведения выбрано очень удачно – конец ноября-начало декабря, чтобы кинотеатры, которые сюда приезжают, да и VOD-платформы, которые тоже тут присутствуют, отобрали нужный контент, что-то для себя наметили, получили представление, какой силы будет продукт, в какие сроки будет выходить, и наметили свои планы. Меньше месяца назад прошел American Film Market – там наши дистрибьюторы закупили кино, в том числе и моя компания TenLetters, а теперь некоторые проекты представляют здесь".

По словам Дмитрия Можаева, отношение к русским байерам в Америке осталось прежним: все, кто представлял нашу страну на упомянутом смотре, уехали с пополненными интересными проектами портфелями. Но здесь речь идет, в частности, о продажах независимых кинопроизводителей, а не о крупных мейджорах. Хотя первой ласточкой возобновления международной дистрибуции стала новость о заключении эксклюзивного партнерского соглашения между компанией "Атмосфера кино" и французской студией Pathe (в нашей стране покажут дилогию "Три мушкетера", а также новую часть киносерии "Астерикс и Обеликс"). Продолжает поставлять на наш рынок хиты и Global Film, в пакете которого значатся новые фильмы с Джерардом Батлером и Лиамом Нисоном. А уже 5 января в прокате стартует криминальная комедия "Операция "Фортуна": Искусство побеждать" от режиссера Гая Ричи (в главных ролях – звезды: Джейсон Стэйтем, Обри Плаза, Джош Хартнетт, Кэри Элвес, Хью Грант, Эдди Марсан и другие).

Про новогоднюю битву

Новый фильм любимца российской публики Гая Ричи выйдет в прокат под занавес так называемой новогодней битвы. А начнется она в конце года. Новогодняя битва – это традиционный праздничный период, в рамках которого в российский прокат выходят сразу несколько потенциальных хитов – фильмов большого калибра, которые могут привлечь зрителей в кинотеатры. Обезопасив себя от конкурентов, 1 декабря в прокате стартовала девятая часть киносерии "Елки". Представители кинотеатров надеются, что фильм останется на экранах и в длинные новогодние выходные. 22 декабря в кино начнут показывать фантастический экшен "Мира" – масштабный фильм-катастрофу, рассказывающий о падении на Землю метеоритов. В рамках МКиФ "Российский кинобизнес" у участников была возможность увидеть фильм полностью – и, судя по отзывам, он оставил приятные впечатления.

Екатерина Бордачева, генеральный директор и креативный продюсер МКиФ "Российский кинобизнес":

"Отечественное кино всегда демонстрировало успехи именно в новогодний период. Особенно – семейное и духоподъемное. Предстоящие новогодние праздники видятся достаточно благодатными: нас ждет много анимации и много семейного контента. Есть событийные фильмы, такие как "Мира" – это гигантский проект. Мне кажется, что "Чебурашка", новый "Иван Царевич и Серый Волк", а еще "Мира" и "Елки", которые остались традицией для многих, приблизят кинотеатры к ощутимому бокс-офису. Мы все, мне кажется, восстановим свои позиции с точки зрения финансов".

Продолжится битва мультфильмом "Иван Царевич и Серый Волк 5" – это проверенный временем хит от студии "Мельница". Часть юных зрителей аккурат перед Новым годом (мультик стартует в прокате с 29 декабря) поведут своих родителей в кино именно на него.

Президент сети кинотеатров КАРО Ольга Зинякова:

"Новогодние релизы "Елки 9", "Щелкунчик и волшебная флейта", "Непослушник 2", "Мира", "Иван Царевич и Серый волк 5", "Чебурашка" совершенно точно соберут достойную кассу, поскольку большинство фильмов – это уже известные бренды или герои".

Ну а 1 января в расписании кинотеатров появится долгожданный полнометражный фильм "Чебурашка" – это фантастическая история о всеми любимом и каждому знакомом сказочном персонаже. Авторами кинокартины выступили люди, подарившие российским зрителям киносерию "Последний богатырь" (поэтому и градус ожидания очень высокий). Главные роли в "Чебурашке" сыграли: Сергей Гармаш, Ольга Кузьмина, Полина Максимова, Федор Добронравов, Сергей Лавыгин, Елена Яковлева, Дмитрий Лысенков, Софья Зайка и другие. Все начинается с того, что один маленький ушастый и мохнатый зверек попадает в тихий приморский городок. Там он знакомится с нелюдимым стариком-садовником Геной, странной тетей-модницей и ее капризной внучкой, мальчиком, который никак не начнет говорить, его мамой, которой приходится несладко, и многими другими людьми, в чью жизнь вместе с ароматом апельсинов вот-вот ворвется волшебство.

Роман Борисевич, продюсер:

"Наверняка, "Мира" и "Чебурашка" привлекут аудиторию. Зрители обратят внимание и на традиционную серию "Иван Царевич и Серый Волк".

От "Чебурашки" ждут полных залов – и они будут! Аналитики осторожно прогнозируют, что этот фильм режиссера Дмитрия Дьяченко станет первым миллиардером 2023 года. Вера в успех сильна еще и потому, что премьеру поддерживает телеканал "Россия 1", а, значит, с рекламной кампанией все в порядке. Трейлер крутится в телевизионном эфире, пресса рассказывает о грядущем релизе, а зрители обсуждают обаятельного Чебурашку. Статистика на одном известном кинопортале говорит, что премьеру в кинотеатрах ждут больше 6,5 тысяч человек – и это отличный результат.

Екатерина Бордачева, генеральный директор и креативный продюсер МКиФ "Российский кинобизнес":

"В новогодний период важной составляющей является маркетинговая кампания. Это всегда ярко, оригинально, задействованы и телевизионная реклама, и наружная, и интернет, то есть все ресурсы, которые рассказывают зрителю, что можно посмотреть. И когда эти ресурсы объединяются вместе с хорошим кино, мы получаем хорошую кассу и будущее".

Про 2023-й год

Будущий год – год, когда перестроение российского кинопроката уже должно войти в финальную стадию. Кинематографистам требовалось время, чтобы перестроиться и отладить производство. Впереди нас ждут: "Любовь-морковь: Восстание машин", "Медея", "О чем говорят мужчины. Простые удовольствия", "Сквозь время", "Беспринципные в деревне", "Поехавшая", "На солнце, вдоль рядов кукурузы", "Вызов", "Самая большая луна", "Холоп 2", "Сто лет тому вперед". Будут и другие проекты, в том числе, небольших российских дистрибьюторов, которым сейчас удалось лучше закрепиться на рынке.

Дмитрий Можаев, генеральный директор кинопрокатной компании TenLetters:

"Ставку делаем на анимационный проект "Кентервильское привидение". Мы все помним эту историю по нашему советскому прошлому. Новая версия сделана с большим бюджетом и с большим размахом. История получилась такой же доброй, такой же смешной, с таким же юмором. А еще в нашем пакете есть очень красивая кинокартина о становлении группы Kiss и многих других музыкальных коллективов, которые появились в Америке в 70-х годах. Там много песен – и любовь, конечно".

Зарубежных премьер в российском прокате по-прежнему будет много, но фокус все равно смещается на отечественные новинки. Сейчас зритель с большим желанием идет на сеанс большого российского фильма – и этот кредит доверия дорогого стоит. В 2023-м нас ждет множество ярких премьер – летом фильм "Вызов", снимавшийся в космосе, под Новый год, в частности, – фантастическая история "Сто лет тому вперед" по одноименной повести Кира Булычева, и комедия "Холоп 2" (продолжение самого кассового российского фильма в истории).

Роман Борисевич, продюсер:

"Сейчас, в связи с уходом мейджоров, лидирующие позиции занимает российское кино. Оно выходит вперед. Я думаю, что рынок, как показал текущий год, продолжает работать, он самонастроился. Надеюсь, что следующий год покажет рост".

Голливуд заменить невозможно – кто бы что ни говорил. Эксперты это прекрасно понимают и признают. Как минимум разница в бюджетах не позволит делать так, как делают на Фабрике грез. Их стандартные 100 млн долларов на середнячки проката – это наши 6,2 млрд рублей – до таких бюджетов наша кинотрасль еще не доросла, но она постепенно движется в этом направлении.

Роман Борисевич, продюсер:

"Нишу голливудских компаний заполнить сложно. Все-таки отдадим должное: американский кинорынок – номер один, на него ровняется весь мир. Но тем не менее, дополнительное финансирование отечественного кинематографа наверняка позволит увеличить количество кинопродукции в кинотеатрах. Вместе с количеством мы неизбежно придем и к качеству, поэтому здесь, как мне кажется, у нас радужные перспективы. Самое главное – правильно подобрать кинематографическую тематику. На мой взгляд, не стоит выстраивать все исключительно на патриотизме. Нужно больше сказочных историй, фантастических, конечно, романтики, ну и, наверное, чего-то комедийного. Несмотря на обстановку, люди должны продолжать жить, а не замыкаться в себе".

Впереди – еще один непростой год. Но российскому кинорынку волне по силам справиться с выпавшими на его долю испытаниями. А зарубежные партнеры, действительно, вернутся рано или поздно, потому что умом они прекрасно понимают, что лишились стабильного и прибыльного рынка сбыта своих материалов. И не важно, что они заявляют публично про "все хорошо", цифры говорят обратное. Уход из нашей страны негативно сказался на показателях студии Disney, а Warner Bros. и вовсе открыто заявили, что потеряли прилично денег. По слухам, вернуться хотят все, но режим санкций мешает это сделать без более глобальных последствий от своих правительств, поэтому, вероятно, зарубежные дистрибьюторы будут искать лазейки. Быть может, найдут себе здесь постоянного партнера, с которым и будут вести дела. Вопрос только в том, смогут ли они так же уютно здесь устроиться?

Следите за новостями кино и индустрии в "Киноблоге" платформы "Смотрим", а также в нашем Telegram-канале: трейлеры и подборки, топ фильмов и сериалов, эксклюзивы и бэкстейджи.

Читайте также

Видео по теме

Эфир

Лента новостей

Авто-геолокация