"Под знаком Рубенса". Чем удивит выставка в "Новом Иерусалиме"?
"Под знаком Рубенса" . В "Новом Иерусалиме" – выставка фламандской живописи XVII века. Представлено 67 картин лучших мастеров школы, а также полотно Питера Пауля Рубенса, ранее не выставлявшееся в России. Анна Аппалонова продолжит.
Картина Франса Снейдерса, мастера натюрмортов конца XVI века, – очень редкая, хранится в международном институте антиквариата Казани. Это ранняя работа художника, на которой еще и пироги изображены, причем так, что мы можем представить их вкус, вся начинка лежит на столе. Но смотреть нужно внимательно и знать, что устрицы – не просто ингредиент, а любовный стимулятор. Птицы же символизируют воскресение души. Фламандская живопись – загадка, и чаще всего, ответы уже существуют.
"Аллегория тщетности красоты – вот эта дама. Это молодость, красота, все в мире тщетно, все тленно. Богатство и власть – корона, драгоценные предметы. Мир лжив и обманчив, вот маска театральная, и вообще, человеческая жизнь подобна быстротечному существованию мыльного пузыря", – заявил куратор выставки Вадим Садков.
До 1975 года года автор этой работы был неизвестен. Картину атрибутировал искусствовед Вадим Садков, куратор этой выставки. Оказалось, что авторов здесь двое – Ян Бокхорст (он писал фигуры, в том числе изобразил свою возлюбленную) и Питер Буль. Драгоценный натюрморт – его кисти. Подобные открытия случаются очень нечасто, но в процессе подготовки этой выставки – случились. В Тульском музее с 68-го года хранилась работа неизвестного фламандского мастера. И снова Вадим Садков назвал имя – Антон Миру.
"У нас представлено 67 знаковых полотен фламандских живописцев XVII века во главе с главным героем проекта Питером Паулем Рубенсом. И особенностью этого проекта является глубокое исследование искусствоведческое по уточнению атрибуции, по уточнению датировок произведений, которые здесь представлены", – рассказала директор Государственного историко-художественного музея "Новый Иерусалим" Анна Антипенко.
Работ Питера Пауля Рубенса и его мастерской на этой выставке – две. Здесь специалисты полагают, что по эскизу Рубенса его ассистенты, ученики и помощники и создали эту картину, подобная практика была очень распространена. А здесь мастер все-таки приложил свою руку.
"Различия в интерпретации голов этих вот летающих путто, и вот эти вот два путто, они более ремесленно сделано, и то же самое относится к изображению натюрмортных деталей, натюрморт написан очень профессионально, но это работа художника-натюрмортиста, она очень качественная, но это не рука Рубенса", – отметил куратор выставки Вадим Садков.
Их было несколько – великих фламандцев, которые повлияли на все последующие поколения художников: Рубенс, Ван Дейк и Якоб Йорданс – все представлены на этой выставке. Еще Ян Брейгель-младший и даже старший. Это его небольшая работа под названием "Пир обезьян". Обезьяна у фламандцев означала хаос, а также символизировала духовную слепоту человечества. На этой картине обезьяны пародируют людей, здесь собраны все наши грехи. Эта работа из частного собрания. Вообще, здесь собраны картины из 9 региональных музеев и 5 частных коллекций. Храмовые работы, кабинетные, как эти малышки, отдельно тогда писали для экспорта. Вместо фотографий посылали свои портреты. О XVII веке, о Фландрии, о нравах, об отношениях, о связях и преемственности – эта выставка.
Подписывайтесь на страницы телеканала "Россия-Культура" в мессенджерах и соцсетях: Telegram, ВКонтакте, Одноклассники.