9 декабря 2022, 19:45 9 декабря 2022, 20:45 9 декабря 2022, 21:45 9 декабря 2022, 22:45 9 декабря 2022, 23:45 10 декабря 2022, 00:45 10 декабря 2022, 01:45 10 декабря 2022, 02:45 10 декабря 2022, 03:45 10 декабря 2022, 04:45 10 декабря 2022, 05:45

К 100-летию Госкино СССР в РГАЛИ открылась уникальная выставка

  • К 100-летию Госкино СССР в РГАЛИ открылась уникальная выставка
  • Картинка
    В РГАЛИ проходит выставка к 100-летию Госкино
  • К 100-летию Госкино СССР в РГАЛИ открылась уникальная выставка
Как кинематограф стал важнейшим из искусств?

К 100-летию Госкино СССР в Российском государственном архиве литературы и искусства открылась выставка, где представлено более двухсот документов. О том, как кинематограф стал важнейшим из искусств, расскажет Станислав Анисимов.

Киносъемка похорон Ленина стала эталоном советского экранного некролога. Беспрецедентная история! В Госкино была сформирована комиссия, в ведение которой передавалась вся аппаратура и кинопленка.

Одним из операторов, участвовавших в съемках, был Эдуард Тиссэ. На выставке в РГАЛИ впервые представлены документы подтверждающие этот факт, среди них – спецпропуск на Красную площадь.

"Это в определенной степени такая сенсация этой выставки, потому что эти документы поступили в архив совсем недавно, и мы буквально, что называется с колес, решили использовать их в экспозиции", – заявила начальник отдела информации и использования документов РГАЛИ Ксения Яковлева.

"Кинематограф – великий конкурент не только кабака, но и церкви. Вот орудие, которым нам нужно овладеть, во что бы то ни стало", – сказал Лев Троцкий. 20-е годы называют золотым веком советской общественности. Кружки, киноклубы, фотостудии. Общество друзей советской кинематографии стало массовой добровольной организацией, председателем которой неожиданно для самого себя был утвержден Феликс Дзержинский.

"Ни одна листовка, ни одна газета, даже самого большого тиража не может сравниться с охватом аудитории, который может дать кинотеатральная сеть", – пояснил научный сотрудник экспозиционно-выставочного отдела Музея современной истории России Анатолий Волохов.

Именно поэтому Дворец Советов, центр новой советской Москвы, также включал в себя развернутую программу кинофикации: здесь должны были фиксировать на пленку все мероприятия, записывать синхронный звук, проявлять и тиражировать отснятый материал в кинолабораториях. Это разработка ученого и изобретателя Павла Тагера, на выставке – схема расположения экранов и аппаратных в большом зале Дворца. Одной из главных задач было расставить операторов и техников так, чтобы они не мешали ни оратору, ни слушателям. Но это лишь часть грандиозного замысла.

"Это проект больших приемных телевизионных экранов. То есть планировалось на придворцовой площади, в фойе, в коридорах поставить телевизионные экраны, на которые бы шла, ну как мы сейчас привыкли, прямая трансляция событий, которые происходили в зале", – рассказала старший научный сотрудник Политехнического музея Татьяна Платонова.

А в 1935-м году сказки уже были другими. Об этом – заключительный раздел выставки в РГАЛИ. "Новый Гулливер" Александра Птушко поразил не только советского, но и западного зрителя: комбинированными съемками и неожиданно острой трактовкой классической истории Свифта.

"Тот путь, который проделал этот удивительный совершенно, я даже не знаю, как это сказать, не просто кинопроцесс, а киновселенная! Что развивалось в этих рамках, и успехи которые мы сейчас имеем, они поразительны просто, и это отображение всей нашей жизни", – заявила директор РГАЛИ Ольга Шашкова.

От документальной фиксации, визионерских фантазий до гротеска и сатиры – кинематограф со всей палитрой выразительных средств идеально вписался в политику нового советского государства и во многом сформировала его образ.

Подписывайтесь на страницы телеканала "Россия-Культура" в мессенджерах и соцсетях: Telegram, ВКонтакте, Одноклассники.

Читайте также

Видео по теме

Эфир

Лента новостей

Авто-геолокация