22 декабря 2022, 09:10 22 декабря 2022, 10:10 22 декабря 2022, 11:10 22 декабря 2022, 12:10 22 декабря 2022, 13:10 22 декабря 2022, 14:10 22 декабря 2022, 15:10 22 декабря 2022, 16:10 22 декабря 2022, 17:10 22 декабря 2022, 18:10 22 декабря 2022, 19:10

Исторический музей выставляет коллекцию драгоценных уборов икон

  • Исторический музей выставляет коллекцию драгоценных уборов икон
  • Картинка
    Пресс-показ и открытие выставки "Драгоценные уборы русской иконы XV – начала XX века"
  • Исторический музей выставляет коллекцию драгоценных уборов икон
Выставка рассказывает, как менялся стиль и какие существовали основные техники: басма, скань, чеканка, перегородчатая эмаль.

Исторический музей выставляет коллекцию драгоценных уборов икон. Всё, что обрамляло, укрывало, защищало живописный образ – более сотни экспонатов. Антон Николаев изучил детали.

История христианского благочестия на Руси неразрывно связана с иконопочитанием, а оно, в свою очередь – с древней традицией украшения образов драгоценными окладами. Именно под этим ракурсом в Историческом музее предлагают посмотреть на коллекцию хранящихся здесь икон XV – XX веков. Выставка рассказывает, как менялся стиль и какие существовали основные техники: басма, скань, чеканка, перегородчатая эмаль. Это икона конца XVII века Богоматери "Знамение". Она повторяет знаменитую новгородскую святыню.

"Мы видим обилие гладкого фона в сочетании с отдельными накладками. Каждая накладка – это изображение святых, Богоматери, Спасителя. Все изображение по контуру унизано жемчугом", – пояснила автор выставки, заведующая отделом древнерусской живописи Государственного исторического музея Людмила Тарасенко.

По словам искусствоведов, украшение икон в древности было обязанностью князей. Кстати, и сами венцы, которыми обрамляли образа, это отсылка к предмету княжеского одеяния. "Упоминание о том, что построен храм, поставлены иконы и то-то, оковал князь золотым окладом, приложил золотую гривну или монисто. То есть это процесс во многих случаях почти что одновременный", – рассказала Людмила Тарасенко.

После революции драгоценные оклады сдирали с икон и продавали за границу на вес. В то же время, реставраторы и искусствоведы в начале XX века смогли оценить древнерусскую живопись именно после того, как были сняты ризы.

"Воспринимали, как нечто то, что мешает. Эти роскошные ризы, которые у нас здесь и представлены, что они мешают восприятию самого образа, мешают молитве. Это такой эстетский взгляд, он поздний. А если мы обратимся к первым векам христианства – Византии, мы поймём, что отношение-то было совершенно другое. Икона не воспринималась отдельно от того убранства, которое к ней прилагалось. Это убранство, как правило, было как дар, приношение Богу", – отметила Людмила Тарасенко.

В самом Историческом музее выставку тоже называют своеобразным даром к Рождеству Христову, подобно тому дару, который принесли младенцу волхвы. Кстати, иконы в древности украшали и вот такими привесками – в благодарность за исцеление.

Подписывайтесь на страницы телеканала "Россия-Культура" в мессенджерах и соцсетях: Telegram, ВКонтакте, Одноклассники

Читайте также

Видео по теме

Эфир

Лента новостей

Авто-геолокация