Обмен санкциями 4 января 2023, 08:56 4 января 2023, 09:56 4 января 2023, 10:56 4 января 2023, 11:56 4 января 2023, 12:56 4 января 2023, 13:56 4 января 2023, 14:56 4 января 2023, 15:56 4 января 2023, 16:56 4 января 2023, 17:56 4 января 2023, 18:56
  • Анна Лазарева

Как идет в России замещение западных брендов

  • Картинка
  • Как идет в России замещение западных брендов
  • Картинка
    Как заменить тех, кто ушел
  • Как идет в России замещение западных брендов
В 2022 западные компании массово покидали Россию. Отечественные предприятия столкнулись с невозможностью поставить из-за рубежа комплектующие и оборудование. Как бизнес справляется с ситуацией? Какую роль играет государство? И что еще предстоит сделать для того, чтобы заменить тех, кто ушел?

Первая половина года ознаменовалось масштабным исходом зарубежного бизнеса из России. Закрывались известные рестораны, уходили бренды, сворачивали работу представительства и филиалы иностранных фирм. Россияне спешно скупали зарубежные товары, готовясь к их дефициту. Однако время все расставило на свои места – западный бизнес ушел, чтобы остаться.

Кто-то сменил вывеску, кто-то продал компанию менеджменту, кто-то ушел в онлайн. А с помощью параллельного импорта, который был легализован в июне, удалось наладить поставку товаров, оборудования и комплектующих, которая стала невозможна по официальным каналам. Механизм продлен и на 2023 год.

Итоги года прошедшего в эфире "России 24" подвел глава ФТС Владимир Булавин.

Это, прежде всего, автомобили, станки, оборудование, технологические линии, но есть и товары легкой промышленности. Считаем, что это тоже оказывает значительное влияние на стабилизацию цен на нашем рынке.

"Мы не отмечаем влияние параллельного импорта на увеличение объемов контрафакта. Потому что параллельный импорт – это, прежде всего, оригинальная продукция, когда правообладатель, по тем или иным причинам, не хочет принимать участие в общепринятом обороте этих товаров. А с контрафактом мы как боролись, так и будем бороться. И в этом году изъято свыше 7 млн единиц контрафактной продукции", – сообщил Булавин.

Закрытие ряда зарубежных предприятий и сложности с комплектующими у оставшихся могли привести к непростой ситуации на рынке труда. Ожидания такие были. Однако данные Росстата показали: в августе безработица опустилась до минимума за весь период наблюдения – 3,8%. В 2023 году возможен рост в пределах 4,5.

"Важная группа рисков связана с ситуацией на рынке труда. Не исключено, что нехватка работников и дальше будет нарастать. Как результат – в следующем году возможны не только исторически низкие уровни безработицы, но и рост зарплат, существенно опережающий увеличение производительности труда", – отмечает председатель Центрального Банка РФ Эльвира Набиуллина.

Факторы, которые вызывают тревогу: рост неполной занятости и простой сотрудников, так называемая скрытая безработица. В автопроме, например, на пике она составляла почти 30%.

В 2022 году на российских автозаводах возникали перебои с комплектующими, а российский рынок покинули все европейские, американские и корейские компании. Число брендов сократилось с 60 до 14. Осталось три российских – это Lada, ГАЗ, УАЗ – и одиннадцать китайских. И это вызывает определенные опасения.

"К сожалению, действительно, этот рывок, я бы даже сказал, экспансия китайских автомобилестроителей была достаточно масштабная, по итогам этого года с 8 до практически 25%, а эксперты предрекают, что уже в следующем году эта доля будет составлять около 30%. И это серьезный вызов и даже в некоторой степени угроза для нашего рынка, для российского автомобилестроения. Потому что понятно, что на данном этапе ни о какой глубокой локализации со стороны китайских моделей не может быть и речи", – считает президент "АвтоВАЗа" Максим Соколов.

Прогноз по авторынку от Минпромторга на 2022 год – это падение продаж на 55%, до 750 тысяч машин, но уже в 2023 году ожидают рост. В "АвтоВАЗе" давали цифру в 800 тысяч автомобилей. Половина из них, по всей видимости, сойдет с его конвейеров. По крайней мере, совет директоров концерна утвердил на следующий год производство более 400 тысяч автомобилей.

Рост производства автомобилей в России ждут и в Минпромторге. Делают ставку на "АвтоВАЗ", "Москвич", китайский "Хавейл". Надежды связывают и с площадкой ушедшего "Ниссана", которая будет осваиваться "АвтоВАЗом". В 2023 году возможен перезапуск и подмосковного завода "Мерседес, его активы выкупает компания "Автодом".

В ответ на уход с рынка части иностранных игроков российские предприниматели осваивают новые ниши и расширяют производства. Успехи заметны в химической, легкой промышленности и фармацевтике. Государство при этом запустило масштабные программы поддержки, в том числе – по поиску партнеров в дружественных странах.

"Мы получили возможность расширить наш мандат не только на поддержку экспорта, но и на поддержку импорта – для наших компаний закупки комплектующих, оборудования. Всего, что необходимо для того, чтобы продолжать так же успешно, как и раньше производить продукцию, вывозимую потом на экспорт", – говорит генеральный директор Российского экспортного центра Вероника Никишина.

В первую очередь, предложение российским производителям делается – заместить свою продукцию российскими производителями, но параллельно ищутся иностранные партнеры, которые тоже зачастую предлагают свою продукцию.

Ну, а многие торговые центры, которые в начале года жаловались на уход западных брендов и падение траффика по итогам 2022 года показали прибыль. Например, две трети столичных ТЦ увеличили свой доход.

В целом на замену ушедших брендов российскому ретейлу может понадобиться полтора-два года – дали оценку в российском совете торговых центров. Там ожидают, что в начале помещения заполнят не самые лучшие арендаторы, но к середине 2023 года произойдет качественная ротация.

Подписывайтесь на наши страницы в соцсетях:
"Смотрим"ВКонтакте, Одноклассники, Яндекс.Дзен и Telegram
Вести.RuВКонтакте, Одноклассники, Яндекс.Дзен и Telegram.

Читайте также

Видео по теме

Эфир

Лента новостей

Авто-геолокация