После "Моей жизни в искусстве": к 160-летию со дня рождения Константина Станиславского
17 января ― 160 лет со дня рождения актера, режиссера, педагога и реформатора театра Константина Сергеевича Станиславского. К этой дате канал "Россия-Культура" покажет авторскую программу Анатолия Смелянского "После "Моей жизни в искусстве" (16-20 января в 19:00).
Константин Станиславский (настоящая фамилия ― Алексеев) заложил основы современных представлений об искусстве театре. Его система, направленная на глубокое постижение сценического и актерского ремесла, до сих пор актуальна и пользуется популярностью во всем мире. Театром Станиславский увлекся с юности. Играл в домашних любительских спектаклях, учась мастерству на примерах актеров Малого театра. А в конце 1880-х годов стал одним из основателей Общества искусства и литературы, в котором сначала реализовал актерский талант, потом выступил постановщиком. Экспериментируя со сценическим пространством и декорациями, он искал новые режиссерские приемы и театральные формы. К тому были основания: неправдоподобная игра артистов, отсутствие целостности и единства постановки, устаревший драматический опыт ― на рубеже XIX―XX веков русский театр претерпевал кризис. Станиславский вместе с Владимиром Немировичем-Данченко сформулировал задачи и организационные планы, необходимые для театральной реформы. Так, они основали легендарный Художественный театр, сцена которого стала местом воплощения идей, определивших искусство сцены XX века и сформировавших другой тип актеров.
О поисках Константина Станиславского, жизни Художественного театра после революции и Гражданской войны расскажет доктор искусствоведения, президент Школы-студии МХАТ Анатолий Смелянский в авторской программе "После "Моей жизни в искусстве", состоящей из пяти частей: "Чужой дом", "В Америке", "Возвращение", "Система", "Изоляция" (с 16 по 20 января в 19:00).
Телезрители познакомятся с малоизвестными фактами из истории Художественного театра. Съемки проходили в Доме-музее К. С. Станиславского в Москве, в Леонтьевском переулке. Здесь в начале 20-х годов прошлого столетия режиссер не только жил, но, открыв оперную студию, поставил "Евгения Онегина".
"Книгу "Моя жизнь в искусстве" Константин Сергеевич написал в Америке, в которой пробыл два года. Именно там ему стало казаться, что Художественный театр умирает. В своей книге он, как напишет Немировичу-Данченко, спел своему театру «отходную». Летом 1924 года Станиславский и труппа вернулись в Москву и прожили в Советской России еще одну жизнь, о которую очень мало знают – в России и мире. Вот об этой жизни я хочу рассказать", ― пояснил Анатолий Смелянский.
Речь пойдет о декрете "Об объединении театрального дела", который В.И. Ленин подписал в 1919 году. Художественный театр оказался в сложном положении. Однако в 1922-м с большим трудом и на секретных условиях театр получил разрешение на гастроли в Европу и Америку. Анатолий Смелянский поведает о том, как изменился МХАТ после возвращения, о том, как оборвались отношения Станиславского и Немировича-Данченко и почему Константин Сергеевич четыре года не переступал порога созданного им театра, а также в чем уникальность его системы воспитания актеров.
С 16 по 20 января в 19:00 к 160-летию со дня рождения Константина Станиславского смотрите программу "После "Моей жизни в искусстве", посвященную переломным моментам в истории Художественного театра и жизни его создателя.
Подписывайтесь на страницы телеканала "Россия-Культура" в мессенджерах и соцсетях: Telegram, ВКонтакте, Одноклассники.