В Музее МХАТ открыли выставку "Станиславский. Начало"
Исполнилось 160 лет со дня рождения Константина Станиславского – основателя Московского художественного театра. К этой дате в Музее МХАТ открыли выставку "Станиславский. Начало". Она рассказывает об актёрской и режиссёрской работе выдающегося реформатора театра. Анна Шустер подробнее.
"Если есть на земле чудесное, то только на сцене" – говорил Станиславский. Какие смыслы стоят за этой фразой, и как мальчик из семьи купцов-староверов превратился в величайшего реформатора театра – этому посвящена новая выставка. Начинается она с портретов семьи. Родители Станиславского часто водили детей в оперу, цирк, театр.
Марфа Бубнова, куратор выставки: "Он пишет об этом очень подробно: как одевались, когда везли в театр, как надевали эти шаровары, как надевали перчатки белые, и самое условие главное было, чтобы вернуться в чистых белых перчатках. Видимо, всё это создавало определённое настроение".
Однажды маленький Станиславский поджёг на домашнем представлении ёлку, в другой раз вместе с братьями надул бычий пузырь, нарисовал на нём лицо и погрузил в воду, чтобы пугать назойливых дачников, плавающих на лодках возле имения родителей. Широко за пределами дома прославился семейный театр Алексеевых. За 10 лет в "Алексеевском кружке" было поставлено почти 30 спектаклей.
Здесь Станиславский запечатлён в образе Нанки-Пу. Обычно в домашних театрах XIX века спектакли играли по одному разу, но оперетта "Микадо" прошла целых семь раз и получила блистательные отзывы критиков.
В 1888 году, когда Константину стало тесно на домашней сцене, на собственные средства он – к тому времени уже известный фабрикант – создал Общество искусства и литературы. Его единомышленниками стали Комиссаржевский, Соллогуб, Федотов. На новой выставке собраны фотографии тех лет. Трудно представить, что за всеми этими образами скрыт один человек. Когда Станиславский играл барона в "Скупом рыцаре", ему было всего 25 лет.
"Это эскиз костюма барона, который нарисовал художник Фёдор Соллогуб для Станиславского. И Станиславскому этот эскиз сначала не понравился, он об этом рассказывает в книге "Моя жизнь в искусстве", но здесь мы видим великолепное фото, где Станиславский постаревший, немощный старик. И мне кажется, что он смог вжиться в этот образ", – рассказала художник Вера Никольская.
Поразительно, что актёрскую работу Станиславский совмещал со службой на золотоканительной фабрике, и даже после успеха Московского художественного театра, Константин Сергеевич не бросил дела фабричные.
"Он по-прежнему ходил с утра на фабрику, так продолжалось очень долгие годы, до момента, когда всё было национализировано в 17-м году, поэтому он никогда не оставлял работу. Более того, это был уникальный случай, когда Московский художественный ехал на гастроли за рубеж. Он привозил оттуда не только реквизит оттуда, но и станки для золотоканительной фабрики", – поделилась директор музея МХАТ Софья Грачева.
Примеров трудолюбия Станиславского в этом зале множество. Есть здесь и экспонаты, которые выставляются впервые – этот макет к спектаклю "Отелло". Рядом парит знаменитая "Чайка". Как символ художественного театра и мечты.