"Мандат" – премьера в театре "Et Cetera"
К театральному разделу выставки "ДК СССР" превосходным дополнением была бы пьеса Николая Эрдмана "Мандат". А также ее постановка в театре Всеволода Мейерхольда, почти сотню лет назад, и нынешний спектакль в столичном театре "Et Cetera" – постановка Владимира Панкова. Судьба этой пьесы была немного лучше, чем у булгаковского "Бега": после Мейерхольда ее не ставили, пока не иссякла советская власть.
Должно быть, Эрдман сам заложил в пьесу это проклятье. Чего стоит один только диалог Надежды Петровны с Тамарой Леопольдовной: "Да когда же это старое время придет? Мой супруг мне сегодня утром сказал: Тамарочка, погляди в окошечко, не кончилась ли советская власть! – Нет, говорю, кажется, еще держится. – Ну что же, говорит, Тамарочка, опусти занавесочку, посмотрим, как завтра". Премьера в театре "Et Cetera".
Три ведущих цвета в сценографии Максима Обрезкова сразу переносят в эпоху авангарда, башен Татлина и картин Малевича. Быт 20-х обозначен емко и условно – не первый раз, кстати, в постановке по Эрдману – десятками дверей, намекая на уплотнение и начало коммуналок. Режиссер Владимир Панков комедию превратил в излюбленную саунд-драму, где всё максимально выпукло, гротескно, утрировано и громко. Персонажи с гримом грустных клоунов и клоунесс – скорее, шаржи. "Мы хотели поиграть в Мейерхольда, поиграть, не углубляться, а поиграть в него", – пояснил режиссер Владимир Панков.
"Это не бытовое повествование пьесы, хотя она сама по себе трудная, написанная в 1925 году, поэтому, конечно, имеет отпечаток начинающегося советского строя", – добавил художественный руководитель театра "Et Cetera", народный артист РФ Александр Калягин.
В основе пьесы – смешная и абсурдная история. Надежду Петровну Гулячкину давно пора выдать замуж. Выгодно и безопасно выходить за большевика. Чтобы это осуществить, ее брат готов и в коммунисты пойти, и мандат подделать. "После какого-то прогона я посмеялась, говорю: по-моему, я играю декадентское искусство, погибшее. Балет, вокал, какие-то нахватанные поэтические образы, и всё это абсолютно не востребовано, это погибло безвозвратно, всё это не нужно, и замуж всё это не выдать", – поделилась заслуженная артистка РФ Наталья Благих.
В доме беспартийных Гулячкиных рассуждают про цензуру и пропаганду, пугают друг друга расстрелом за необдуманные слова, боятся как чумы обнаруженного платья императрицы, тайно молятся Богу и шепотом говорят о вере. "Про что вы ставили?" – спросили у Владимира Панкова. "Если одним словом, про панику – человека и общества на сломе времен и режимов. Как относиться к этому? Исключительно с иронией", – ответил режиссер. И с надеждой на то, что таких приспосабливающихся Гулячкиных будет всё же меньше.