10 февраля отмечают День дипломатического работника
Сегодня отмечают День дипломатического работника. Многие ключевые события в истории советской и российской дипломатии связаны с одним из красивейших зданий Москвы. Дом приёмов Министерства иностранных дел на Спиридоновке, бывший особняк Морозовых, сохраняет и исторический облик, и тайны переговоров. Анастасия Павлова продолжит.
В Доме приемов МИДа к приезду каждого гостя готовятся тщательно, иногда по полгода.
"В этом особняке создается особое настроение. Доверительная атмосфера, атмосфера самого особняка способствует сближению между странами, государствами", – отметил сотрудник Историко-документального департамента МИД России Андрей Романов.
Атмосферу, располагающую к сближению, создавала здесь с конца XIX века Зинаида Морозова. Супруг – промышленник Савва Морозов. Он строил дом специально для возлюбленной, которой нравилось принимать гостей. Он нанял молодого, малоизвестного архитектора Федора Шехтеля.
"Для Шехтеля, который был зодчим романтического склада, крайне важно было создать пространство, которое бы возвышало и облагораживало посетителя. Для этого он использовал такие художественные приемы, как переход из полумрака прихожей к напоенному светом и солнцем аванзалу", – отметил главный специалист Департамента информации ГлавУпДК при МИД России Николай Абрамов.
Огромное окно приковывало взгляды посетителей. А по пути к нему они замечали необычные элементы оформления. Танцующую на хвосте змею, фантастическую собаку.
"Современники и биографы Морозова часто упоминали о его личной скромности, но здесь это не очень заметно. Например, чего стоит этот светильник, в форме короны и украшенный королевскими геральдическими лилиями", – пояснил главный специалист Департамента информации ГлавУпДК при МИД России Николай Абрамов.
Символизм каждой детали был обязательным условием Морозова. Архитектор создал для дома 700 рисунков, продумал все: от дверных ручек до паркета с гриффонами, их повторил в лепнине под потолком. К работе над витражом и скульптурой "Роберт и монахини" привлек тогда еще неизвестного художника Михаила Врубеля. Для Федора Шехтеля проект особняка стал дипломной работой.
"Торжественная церемония открытия проходила в этом зале. Мраморный зал, который выполнен в ампирном стиле. что было в традициях русского дворянства. С другой стороны, Морозов подчеркивал свой высокий статус", – заявил Николай Абрамов.
Особняк по-прежнему остаётся центром общественной и политической жизни столицы. Сегодня на балкончике, с которого любила наблюдать Зинаида Морозова за гостями, – кабинки для переводчиков. В конце 20-х годов прошлого века здание перешло Наркомату иностранных дел, а с конца 30-х – здесь расположился Дом приёмов иностранных делегаций.
"Пожалуй, в период Великой отечественной войны, особняк Зинаиды Морозовой стал тем местом, где творилась история. Здесь проходили московские конференции Союзников по антигитлеровской коалиции", – заявил сотрудник Историко-документального департамента МИД России Андрей Романов.
А в 63-м в особняке приняли соглашение о запрете испытаний ядерного оружия в атмосфере, космосе и под водой.
"Мы видим как раз заключительный момент, когда стороны полностью согласовали текст данного договора. И он готов для подписания. А вот и сам договор, в данном случае представлена копия, подлинник хранится в Архиве внешней политики РФ", – пояснил Андрей Романов.
Сегодня мраморный зал – место, где проходит большинство официальных переговоров Сергея Лаврова с иностранными делегациями. Протокольные мероприятия проходят в каминном зале, здесь же может состояться обед. Подписывают документы и встречают прессу в зале Богаевского – комната названа в честь крымского художника, чьи панно украшают стены. Здание закрыто для посещений и экскурсий из-за плотного графика работы. Порой в день проходит до 5 встреч. Сотрудники МИДа отмечают, интерьеры особняка вызывают восторг у делегаций, такие здания в Москве – редкость.
Подписывайтесь на страницы телеканала "Россия-Культура" в мессенджерах и соцсетях: Telegram, ВКонтакте, Одноклассники.