Какими методами пользуются эксперты при атрибуции произведений искусства
Подлинник или подделка? Главный и самый трудный вопрос, который возникает при атрибуции произведения искусства. Ответ на него могут дать специалисты Центра художественной экспертизы имени Репина. Недавно там выявили поддельную работу Куинджи. О том, какими методами пользуются эксперты, – Юлия Кундрюкова.
В это здание входят с надеждой, а выходят нередко с разочарованием. Потому что в Центре художественной экспертизы всё тайное становится явным. Несколько лет назад здесь подтвердили подлинность полотна Архипа Куинджи "Морской берег в лунную ночь", а вскоре после этого коллекционер принес работу, как две капли воды похожую на оригинал. Но уже на этапе макрофотосъемки экспертам стало понятно: перед ними подделка.
"На оригинале мы видим, как здесь художник передает летящими мазками, протяженными, очень уверенными пену воды, а на подделке это уже получается какая-то каша из краски, и нет такого эффекта воздуха, пространства, нет такой смелости мазка", – пояснила искусствовед, эксперт Центра художественной экспертизы имени Репина Екатерина Гордеева.
Но для экспертного заключения одного визуального анализа – маловато. Поэтому картине сделали рентген и сравнили со снимками подлинника. Оказалось, что на подделке был набросок карандашом. Архип Куинджи никогда не делал набросков, писал стихийно и смело. "Он нам показывает вообще всю структуру картины, то есть начиная с холста, грунта и красочного слоя мы видим картину насквозь", – отметила Екатерина Гордеева.
Владелец принес подделку, причем сделанную уже после смерти художника – это помог определить химический анализ красочного слоя. Часто эксперты используют вот такой аппарат, который считывает состав краски. Зная, из чего они состояли в разные периоды истории, можно определить возраст произведения. Подлинность работы Зинаиды Серебряковой доказана этим стереомикроскопом – здесь увидели естественное старение красок.
"Белила стареют сами по себе. Графитный карандаш как был графитным карандашом, так и остается, поэтому многие рисунки поддельщики, например, делают именно графитным карандашом", – объяснил технолог, заведующий отделом экспертизы Центра художественной экспертизы имени Репина Вадим Пятков.
Но и такие подделки легко выявляют: в основном благодаря химическому анализу бумаги. За последний год в этих кабинетах провели более полутора тысяч экспертиз. "Важно, чтобы накапливалась база данных. База данных является главной опорой для экспертов, ну, скажем, как фундамент для дома", – заявил учредитель и генеральный директор Центра художественной экспертизы имени Репина Виктор Шпенглер.
Эталонные произведения – то есть подтвержденные подлинники – это главный ориентир для экспертов. С ними сверяются, сравнивают манеру письма художника, состав красок и другие особенности. За девять лет существования центра здесь выявили более десяти тысяч оригинальных произведений живописи и графики. И, к сожалению, – еще больше подделок.