В музее-заповеднике "Царицыно" открылась выставка "Поверхности"
Керамический пласт, "глиняная" бумага, плоскостная керамика – всё это разные определения одного жанра искусства. В музее-заповеднике "Царицыно" открылась ежегодная выставка "Поверхности". О художниках, сделавших выбор в пользу необычного холста, расскажет Мария Трофимова.
Керамика не только трехмерность, но и плоскость. Можно поиграть с живописью, попробовать графику, отдохнуть от объема. Керамический пласт буквально раскатывают скалкой, как тесто. Язык такого холста – фактуры, текстуры, роспись, процарапка. А соединение рельефа с цветом делают эти произведения уникальным жанром в искусстве. Любовь к нему объединяет всех участников выставки. В этом году их почти семьдесят – представители разных поколений, школ и городов.
"Это художественное высказывание с помощью глины, глазури и всех керамических технологий. Только это не объемная керамика и не функциональная керамика, это не блюдо, куда можно положить пирог или торт, это такая больше керамическая картина", – рассказала куратор выставки, художник-керамист Татьяна Пунанс.
Работу "Послания" Марина Степанова-Ланская посвятила родному Красноярскому краю. Там сохранились наскальные рисунки – их художница зарисовала еще в студенчестве, теперь воплотила в этой работе. Художница говорит: когда решаешь задачи станковой живописи в керамике, переворачиваются все традиции декоративно-прикладного искусства. Этому материалу еще больше возможностей придает дровяной обжиг. "Придает такую незапрограммированность, что ли. Его нельзя просчитать, нельзя просчитать свою работу. Ты что-то одно задумал, а печь, дрова, огонь вносят свои коррективы, и, как правило, это лучше, чем задумал художник", – поделилась художник-керамист Марина Степанова-Ланская.
Екатерина Сухарева много работает на плоскости и любит это. Керамику считает материалом, где возможно всё. А заданные рамки, наоборот, могут привести к неожиданным результатам. Безграничное пространство для творческого поиска. "Материал такой плодотворный, что когда тебе надоело работать на плоскости, ты переходишь на объем, надоело какие-то тоненькие штуки, ты начинаешь условно строить кирпичный дом, потому что это все керамика, керамика все позволяет, и устать от нее, по-моему, невозможно", – считает художник-керамист Екатерина Сухарева.
В этот раз у авторов появилась возможность показать сразу несколько произведений, к некоторым из них посетители смогут прикоснуться.