Реформа образования России приблизится к золотой середине
Большой поворот в российском образовании остановится на золотой середине. Вместо болонской системы обучения, с которой Россия живет сейчас, и советской, что воспитала самую читающую нацию в мире – появится нечто новое.
"Необходим синтез всего лучшего, что было в советской системе образования, и опыта последних десятилетий. Хочу подчеркнуть, переход на новую систему должен быть плавным. Здесь нужно все продумать, проработать до мелочей, – предупредил Путин. – У молодежи, у наших граждан, должны появиться новые возможности для качественного образования, для трудоустройства, профессионального роста. Повторю еще раз, возможности, а не проблемы. Особо отмечу, те студенты, которые учатся сейчас, смогут продолжить образование по действующим программам. И также не подлежат пересмотру уровень подготовки и дипломы о высшем образовании граждан, которые уже прошли обучение по ныне действующим программам бакалавриата, специалитета или магистратуры. Они не должны потерять в своих правах".
К прежней системе президент предлагает вернуться в базовом высшем образовании. Надстройки останутся по желанию студента.
Советская система вузов предполагала пять курсов для гуманитарных специальностей, один сверху – для "технарей".
Болонская же делит все высшее образование на этапы: четыре курса бакалавриата и еще два – магистратуры. Причем первый этап считается не очень-то полноценным.
В новой системе к каждой профессии будет особый подход. Если нужно учиться четыре года – будет четыре. Нужно шесть – будет шесть. Причем для одних и тех же специальностей предлагается выбирать курсы разной углубленности. Как вариант остается и магистратура – это уже для узкой специализации.
"Каждая система высшего образования, конечно, должна ориентироваться на ту страну, где эта система реализуется, на рынок труда. То, что сегодня прозвучало в послании – это прежде всего возможность любому и каждому университету самому определять количество лет, которые студент может провести в стенах того или иного университета", – считает ректор РЭУ имени Г.В. Плеханова Иван Лобанов.
Но главное, конечно – содержание. Действовавшая почти век система, помимо прочего, ориентировалась на конкретные задачи экономики. Сейчас задачи новые.
"Система обучения 4+2 года – действительно очень хороша для исследователей. Конструктора за 4 года подготовить невозможно. За 4 и 2 тоже очень сложно, потому что, получается, ты сначала готовишь недостаточно широко, а потом доучиваешь опять узкое. Поэтому широкого кругозора, который необходим инженеру, за 4+2 получить достаточно сложно", – констатирует врио ректора МГТУ имени Н.Э. Баумана Михаил Гордин.
Болонскую систему с ее едиными стандартами и взаимным для всех участников признанием дипломов Россия внедрила у себя в 2003 году. Так выпускникам отечественных вузов хотели дать больше возможностей для реализации в глобализованном мире. Только оказалось, что свобода выбора работы за рубежом осталась только на бумаге. Лучших в западные компании, конечно, забирали, но в собственных интересах. Остальным и диплом магистра ничем не помогал.
"Эти предложения, этот контур дает возможность подправить нам то, что не работает. На мой взгляд он минимальные изменения повлечет с точки зрения организации работы преподавателя и обучения студентов. Просто мы, к сожалению, какое-то время опыт перенимали и следовали ему без относительно того, насколько это правильно, либо неправильно", – считает министр науки и высшего образования России Валерий Фальков.
"Мы продолжаем действовать через свои программы фундаментальной науки, долгосрочные планы все выполняются. И забота об ученых, то, что нужно решить бытовые проблемы, сделать работу еще более престижной, это нацеливает нас на длительную долгосрочную стратегическую работу в объединении всех усилий", – добавляет вице-премьер российского правительства Дмитрий Чернышенко.
Помочь ученым реализоваться на Родине, говорит президент, должно государство. Причем подход здесь тоже будет адресным: основные ресурсы страна направит в ключевые сферы – энергетику, медицину, транспорт, промышленность. И помощь эта начнется с фундаментальной науки.
"Постановка и решение амбициозных задач – это мощнейший стимул для молодежи идти в науку, возможность доказать, что ты лидер, что ты лучший в мире. И нашим научным командам есть чем гордиться. В декабре прошлого года встречался с молодыми исследователями. Один из вопросов, которые они ставили, это жилье. Проза такая, но важная. У нас уже действуют жилищные сертификаты для молодых ученых. В прошлом году дополнительно направили на эти цели 1 миллиард рублей. Поручаю правительству определить резервы для расширения этой программы", – распорядился Владимир Путин.
В профильном министерстве это называют самой востребованной у научного сообщества мерой поддержки.
Впрочем, и тех, кто научным прорывам предпочитает прикладной труд, в России становится все больше. Мода на юристов и экономистов, похоже, осталось позади.
"Считаю, что мы должны существенно расширить проект "Профессионалитет", в рамках которого создаются образовательно-производственные кластеры, обновляется учебная база, а предприятия, работодатели в тесном контакте с колледжами и техникумами формируют образовательные программы, исходя из потребностей экономики. И, конечно, очень важно, чтобы в эту сферу приходили наставники с опытом работы на реальном сложном производстве. Задача конкретная – за ближайшие 5 лет подготовить порядка миллиона специалистов рабочих профессий для отраслей, ключевых для обеспечения безопасности, суверенитета и конкурентоспособности России", – ставит еще одну задачу глава российского государства.
И эта работа уже идет. В прошлом году в систему колледжей России государство вложило больше миллиарда рублей.
Для самых маленьких учеников четвертый год работает госпрограмма строительства новых школ, на которую выделено почти полтриллиона рублей. 850 зданий по ней уже открыли, еще 400 будет открыто к концу года, а в 2024 году их общее число должно превысить 1300. По совпадению, примерно столько же школ сейчас работает в новых регионах России. И на их оснащение тоже нужны средства.
"Мы запустили большую программу обновления школ, – отметил президент России. – К концу этого года в общей сложности будет приведено в порядок почти 3,5 тысячи школьных зданий. Обращаю внимание: из них большая часть на сельских территориях. Мы специально это сделали, в этом году такая работа также разворачивается в Донецкой и Луганской народных республиках, в Херсонской и Запорожской областях. Она значимая, видимая, люди реально видят, что происходит. И это очень хорошо. С 2025 года федеральные средства на ремонт и обновление детских садов, школ, техникумов и колледжей будут выделяться регионам на регулярной, систематической основе, чтобы в принципе не допускать ситуаций, когда здания оказываются в запущенном состоянии".
А это уже позволит работать в более достойных условиях и учителям, которые, как сказал Владимир Путин, прямо участвуют в строительстве будущего страны.
Больше полутора часов программной речи для 628 членов Федерального Собрания, министров и губернаторов – это только начало огромной работы по реализации стратегии развития страны по меньшей мере на год вперед.