Движение по кругу в четвертый раз: в России изменили ПДД
И снова по кругу в четвертый раз. Водители, не успев привыкнуть к новым правилам, вникают в новейшие.
— Теперь приоритет — главная дорога. Выезжаешь... В общем, запутано опять. Опять надо привыкать, — сетует водитель.
Изменения в правилах проезда круговых перекрестков вступают в силу завтра.
— Водители транспортных средств при выезде с дороги, не являющейся главной, на перекресток с круговым движением, обозначенным соответствующим дорожным знаком, обязаны уступить дорогу транспортным средствам, движущимся по перекрестку с круговым движением, — пытается разъяснить начальник отдела пропаганды безопасности дорожного движения и взаимодействия со СМИ ГУ Госавтоинспекции Москвы Анастасия Иванова.
За кадром мы попросили представителя ГИБДД пояснить, что имеется в виду. И нам пояснили: на знаки смотрите. По сути все осталось так же, как было.
— Главное водителям – смотреть на знаки приоритета. Так мы ездили с 2017 года. Формулировка, где присутствует частица "не", не воспринимается водителями. Они вообще запутаются. Эта формулировка вносит больше вопросов, чем ответов, — уверен автоэксперт Александр Шумский.
Если рядом со знаком "Круговое движение" стоит знак "Главная дорога", значит приоритет у водителя, который въезжает на кольцо. Если автомобилист перед въездом на круг видит знак "Уступи дорогу", значит приоритет точно не у него, придется всех пропустить. Ну и, наконец, если есть только знак "Круговое движение", опять же, главный тот, кто едет по кругу. Из всех возможных вариантов главная дорога у заезжающих бывает только в одном случае – если есть желтый ромб.
— Я всегда смотрю на знаки. Знаю, что в большинстве случаев, за редким исключение, на кругу ты всех пропускаешь, — признается другой водитель.
Другой вопрос, понимают ли те, кто на кругу, что какая-то из дорог главная? В этом случае, опять же, при въезде на круг висит еще один, разъясняющий знак. Актриса Елена Валюшкина – водитель со стажем. И все же перед кольцевым перекрестком теряется. И не потому, что не знает, кому уступать.
— Зная правила и соблюдая их, все равно ты должен смотреть по сторонам. Потому что обязательно кто-нибудь втюрится в тебя из-за того, что правила часто меняют, не все водители могут запомнить. И из-за этого, мне кажется, гораздо больше аварийных ситуаций, — делает выводы для себя заслуженная артистка России Елена Валюшкина.
В советское время правило проезда по кольцу не менялось десятилетиями. Все было наоборот: тот, кто на кругу, всегда уступал. Но машин становилось больше: на кольцо водители заезжали, а вырваться из него было невозможно – стояли по часу. Впервые правила изменили только в 2010 году. В последние годы появились еще и новые разновидности колец.
— Сейчас мы заезжаем на так называемый турбо-круг. И здесь особенно важно обратить внимание на знаки. Как понятно из названия, машины должны по нему ехать быстрее, чем по обычному. Как раз знаки и разметка помогают водителю заранее сориентироваться, занять нужную полосу, чтобы потом уйти в правильный съезд. По идее, времени на раздумья тратится меньше.
И все же постоять и сообразить, кто куда – пришлось, да и разметка после зимы стерлась. Турбокольца – эксперимент, его проводили в Москве, Чебоксарах, Тюмени. В столичном центре организации дорожного движения считают, что аварийность на таких кольцах снизилась на 20 процентов.
В Сочи с аварийностью стабильно: притираются регулярно. Краснодарское кольцо – перекресток пяти дорог. Помножить это на горячий нрав южан, и результат – круговое безумие.
— Подрезают, лезут не со своего ряда. Всегда здесь пробки и коллапс.
— С левого ряда лезут в правый. Из правого выезжают!
Въезжать на круг можно с любой полосы и на любую полосу, а выезжать только с правой – об этом многие автовладельцы забывают. Для будущих водителей это вообще страшный сон: на испытании кругом проваливаются чаще всего.
— Круговой перекресток — это точно такие же полосы для движения, когда люди меняют полосы движения, забывают включать поворотники. Поехали-поехали. Левый поворот, — подсказывает автоинструктор Андрей Берников.
—Да что за день сегодня такой! — вздыхает его ученица.
Путаются в правилах не только водители. Никита в прошлом году попал в аварию на кольцевом перекрестке в Уфе. Уверен, что правила не нарушал, но его признали виновным. Было четыре разбора в ГИБДД. Пришлось идти к юристам.
— Делали запросы, рисовали план этого перекрестка. По плану там стоят другие знаки! — рассказывает Никита Усачев.
И все же круговые перекрестки считаются самыми безопасными. Как ни крутись – скорость небольшая. Аварии если и случаются, то мелкие. Станет ли их больше с 1 марта, скоро увидим. Автоэксперты считают, что и эти правила ненадолго. Они ждут юбилейной, пятой поправки.