В Новом Манеже открылась выставка "17/37"
РОСИЗО продолжает подробные экскурсы в историю советского искусства. Большой выставочный проект "17/37" открылся в Новом Манеже и посвящен скульптуре. Антон Николаев продолжит.
Выставка в "Новом Манеже" охватывает первые двадцать лет советской власти. Но революция случилась не в XVII. В скульптуре она произошла на следующий год. 17 июля 1918-го у Храма Христа Спасителя в Москве начали демонтировать памятник Александру III скульптора Опекушина. А уже в августе в "Известиях" опубликовали приблизительный список новых героев: Спартак, Маркс, Энгельс, Робеспьер, Чернышевский, Плеханов. Первым в рамках ленинского плана монументальной пропаганды был установлен вот этот гипсовый бюст Радищева. Специально к выставке работу скульптора Леонида Шервуда отреставрировали.
"Монументальная пропаганда, которая здесь представлена – это новая религия, конечно. Забрали народа одну религию, дали ему другую религию в виде этой монументальной пропаганды и этих мемориальных досок и т.д. Если внимательно смотреть эту выставку, здесь есть интимные, камерные вещи и другой пласт, еще есть и третий пласт, и четвертый", – рассказала куратор выставки Алла Есипович-Рогинская.
Время выдвинуло на первый план скульпторов-авангардистов. Это работа Моисея Когана. Называется незамысловато "Голова". А вот неосуществленный проект Веры Мухиной – памятник Якову Свердлову на Театральной площади в Москве. В общей сложности из более, чем двадцати государственных и частных собраний на выставке показывают около ста произведений. Архитектурно экспозицию построили таким образом, чтобы в плане она напоминала серп и молот.
"Это беспрецедентная выставка. Такого подробного, почти культурологического исследования, не просто выставка, это культурологическое исследование этого периода, не было. Вот в таком объеме. Многие предметы представлены впервые. Многие предметы не экспонировались никогда", – отметила генеральный директор музейно-выставочного центра "РОСИЗО" Ольга Галактионова.
К 30-м годам авангардное искусство выдохлось, на смену эксперименту пришел канон. Да и сверху на творчество художников стали посматривать строго и пристально. В искусстве наступала эпоха нового большого стиля – социалистического реализма.