В Галерее на Елоховском открылась вставка, посвященная имажинистам
Дерзкие, громкие, скандальные – такими были русские имажинисты, которые с удовольствием нарушали общепринятые нормы поведения. Галерея на Елоховском открыла выставку, посвященную судьбам и книгам участников этого поэтического ордена. О "главных хулиганах Москвы" – Алия Шарифуллина.
Ушел ли Мариенгоф в кафе "Стойло Пегаса" или на очередную провокационную акцию? Здесь можно проследить весь маршрут поэтов-имажинистов. Вот, например, московская карта, где литературные хулиганы писали, где пили, где вещали с трибуны. Имажинисты – яркое, шумное явление Серебряного века, о котором сегодня чаще всего вспоминают лишь "попутно", когда речь заходит о Есенине. А ведь есть что рассказать.
"Когда Есенин с Кусиковым писали свои непристойности на стенах монастыря, подошел милиционер и стал интересоваться, что вообще здесь происходит, а они сказали, мол, вот нам дали задание, а люди мешают, и они подтолкнули этого бедного милиционера, чтобы он стоял и защищал их возможность рисовать на стенах, и он как раз регулировал толпу", – заметила куратор выставки Людмила Ларионова.
Речь идет о росписи стен Страстного монастыря неприличными четверостишиями. "Шарлатаны, желающие морочить публику", как прозвал имажинистов Луначарский, на самом деле жаждали внимания этой самой публики. И в целях саморекламы шли на любые средства. Об их эпатажных выходках писали все газеты, что способствовало не только поддержанию имиджа главных хулиганов столицы, но и продажам поэтических книг.
"Они создали настоящую медиаимперию, бизнес-империю. Они что делали? Они создали множество издательств, они меняли их названия специально, потому что было достаточно тяжело выбить разрешение у государства на печатание книг. Но самое уникальное и гениальное, что они придумали, выпускаются книжные, рукописные, вот такие уникальные экземпляры небольшим тиражом, один тире пять экземпляров, рукописные книги поэтов", – отметила Ларионова.
Талантливые поэты, прекрасные ораторы и дерзкие бизнесмены. Имажинисты, в отличие от многих других объединений 20-х годов, имели полную экономическую независимость от советской власти. В их распоряжении, помимо денег, заработанных на книгах, была выручка от кинотеатра "Лилипут" и кафе "Стойло Пегаса".
"Кафе приносило большой доход, они могли на него роскошно жить, скажем так, что, конечно, выбивалось из советских реалий того времени. Они ходили денди, у самого дорогого портного Москвы они одевались. Вот этот образ Есенина, Мариенгофа, вот эти все цилиндры, это все благодаря как раз доходам от "Стойла Пегаса": здесь были литературные вечера, митинги искусства", – отметила Ларионова.
Историю имажинистов здесь рассказывают через редкие экспонаты, которые практически не описаны в научной литературе. Экземпляры из личных собраний московских коллекционеров. Автографы поэтов, первые коллективные сборники, рукописные экземпляры – всё это вместе демонстрируется впервые.
Подписывайтесь на страницы телеканала "Россия-Культура" в мессенджерах и соцсетях: Telegram, ВКонтакте, Одноклассники.