Музей-заповедник "Царицыно" приглашает на выставку художественного стекла
Гранение и гравировка – основные техники работы со стеклом и хрусталём, которые используют художники. Образцы этого вида искусства представлены на выставке в музее-заповеднике "Царицыно". Ольга Енина осмотрела экспозицию.
Любовь Савельева уже нашла на выставке несколько своих работ. В их числе "Космонавт", созданный в 1986 году. Человек со своими чувствами и переживаниями – один из главных её героев. Будь то собственное произведение или созданное в тандеме с супругом – Фидаилем Ибрагимовым. Как эта композиция, посвящённая погибшим в годы Великой Отечественной войны.
Рассказывает Любовь Савельева, народный художник РФ: "Мы не оглядывались на Запад, делали свои работы, своё творчество, это плюс, поэтому получилась такая огромная коллекция, которая совершенно отличается от западных художников".
"Посвящается погибшим" – многослойная работа. Здесь сразу несколько техник, алмазная грань, пескоструйная обработка – художники песком выбивали красный цвет, чтобы получить белый, женская фигура – это уже техника гравировки, когда рисунок наносится с разных сторон стекла, чтобы получить объемные композиции как это делает Ирина Иванова при помощи бормашины.
Говорит Ирина Иванова, художник: "Студийную гравировку стекла представляю. На выставке есть работы моего отца – Иванова Александра Алексеевича, мои работы, дальше представлены работы моей дочери. Объединяющая тема – это любовь к природе к родной и скорее есть различия не в технике выполнения, а в стилистике. Если у отца работы более брутальные, более мужские, у меня более лиричные, дочка ищет свой путь – она обратилась больше к славянской мифологии".
Ленинградскую, а точнее, сегодня уже петербургскую школу, по сравнению с московской, сами художники называют более строгой – чуть меньше цвета, чуть больше пластики.
На выставке два раздела. Направо пойдёшь – там искусство гравировки, в частности, работы Савельевой и Ивановой. А слева – искусство гранения. Здесь представлены работы, созданные на крупных отечественных заводах: Ленинградском, Дятьковском, Гусевском.
В числе ярких примеров – ваза "Баргузин", созданная в 1972 Адольфом Куриловым. На ней – словно рябь, покрывающая водную гладь. Или "Космос" Романа Аксёнова, где поверхность различного по цвету хрусталя обработана несколькими способами. Это и матирование, и создание крупных оптических линз.
Елизавета Фокина, генеральный директор музея-заповедника "Царицыно", комментирует: "Мы стараемся провести такие параллели между самой историей производств, между существованием этих производств в период СССР, в какой-то момент исчезновением и тем, что происходит сейчас".
На выставке предметы из коллекции музея-заповедника "Царицыно", 70 процентов из них выставляются впервые.