20 марта 2023, 11:35 20 марта 2023, 12:35 20 марта 2023, 13:35 20 марта 2023, 14:35 20 марта 2023, 15:35 20 марта 2023, 16:35 20 марта 2023, 17:35 20 марта 2023, 18:35 20 марта 2023, 19:35 20 марта 2023, 20:35 20 марта 2023, 21:35

"На грани. Искусство гранения и гравировки стекла" – выставка в музее-заповеднике "Царицыно"

  • "На грани. Искусство гранения и гравировки стекла" – выставка в музее-заповеднике "Царицыно"
  • Картинка
    Музей-заповедник "Царицыно" приглашает на выставку художественного стекла
  • "На грани. Искусство гранения и гравировки стекла" – выставка в музее-заповеднике "Царицыно"
Среди экспонатов – работы, созданные на крупных отечественных заводах: Ленинградском, Дятьковском, Гусевском.

В Государственном музее-заповеднике "Царицыно" открылась выставка под названием "На грани. Искусство гранения и гравировки стекла". Она сообщает истории производств и биографии художников через творения, ими созданные. Иногда они прозрачно понятные, а попадаются загадочно замутненные или переливаются полунамеками и сверкают воплощенными в них тщательно отшлифованными замыслами. Прямо-таки слышны строки Варлама Шаламова: "Стекло звенит от колыханья, Его волнуют пустяки: То учащенное дыханье, То неуверенность руки".

Любовь Савельева уже нашла на выставке несколько своих работ. В их числе "Космонавт", созданный в 1986 году. Человек со своими чувствами и переживаниями – один из главных ее героев. Будь то собственное произведение или созданное в тандеме с супругом – Фидаилем Ибрагимовым. Как эта композиция, посвященная погибшим в годы Великой Отечественной войны.

"Мы не оглядывались на Запад, делали свои работы, свое творчество. Это плюс, поэтому получилась такая огромная коллекция, которая совершенно отличается от западных художников", – отметила народный художник России Любовь Савельева.

"Посвящается погибшим" – многослойная работа. Здесь сразу несколько техник, алмазная грань, пескоструйная обработка – художники песком выбивали красный цвет, чтобы получить белый. Женская фигура – это уже техника гравировки, когда рисунок наносится с разных сторон стекла, чтобы получить объемные композиции, как это делает Ирина Иванова при помощи бормашины.

"Студийную гравировку стекла представляю. На выставке есть работы моего отца Иванова Александра Алексеевича, мои работы, дальше представлены работы моей дочери. Объединяющая тема – это любовь к родной природе, и, скорее, есть различия не в технике выполнения, а в стилистике", – рассказала художник Ирина Иванова.

Ленинградскую, а точнее сегодня уже петербургскую школу, по сравнению с московской сами художники называют более строгой: чуть меньше цвета, чуть больше пластики. На выставке два раздела. Направо пойдешь – там искусство гравировки, в частности работы Савельевой и Ивановой. А слева – искусство гранения. Здесь представлены работы, созданные на крупных отечественных заводах: Дятьковском, Ленинградском, Гусевском.

В числе ярких примеров – ваза "Баргузин", созданная в 1972 Адольфом Куриловым. На ней – словно волны, бушующие на Байкале. Или "Космос" Романа Аксёнова, где поверхность различного по цвету хрусталя обработана несколькими способами. Это и матирование, и создание крупных оптических линз.

"Мы стараемся провести параллели между самой историей производств, между существованием этих производств в период СССР, в какой-то момент исчезновением и тем, что происходит сейчас", – пояснила генеральный директор музея-заповедника "Царицыно" Елизавета Фокина.

Отдельное внимание на выставке – освещению, чтобы восприятие каждого предмета было максимально точным, каким задумал автор. "Когда мы начинали разрабатывать освещение, видели, что какие-то предметы приобретают другие цвета, появляется какая-то гравировка. То, что закладывал туда мастер при определенном освещении не видно, а с правильным подходом это раскрывается", – сообщила художник по свету Мария Горохводацкая.

Самый ранний экспонат выставки – этот графин с пробкой работы Бориса Смирнова, созданный в 1950 году на Ленинградском заводе художественного стекла. Здесь и гранение, и гравировка уранового стекла. Обе техники древние. Первое описание гранения – механического способа украшения изделий шлифованными гранями – датировано первым веком нашей эры. Примеры процарапывания рисунков на стекле, то есть гравировки, встречались в Древнем Египте.

Читайте также

Видео по теме

Эфир

Лента новостей

Авто-геолокация