21 марта 2023, 08:22 21 марта 2023, 09:22 21 марта 2023, 10:22 21 марта 2023, 11:22 21 марта 2023, 12:22 21 марта 2023, 13:22 21 марта 2023, 14:22 21 марта 2023, 15:22 21 марта 2023, 16:22 21 марта 2023, 17:22 21 марта 2023, 18:22

Лондонская национальная галерея показывает красоту и сатиру в искусстве

  • Лондонская национальная галерея показывает красоту и сатиру в искусстве
  • Картинка
    Лондонская национальная галерея показывает красоту и сатиру в искусстве
  • Лондонская национальная галерея показывает красоту и сатиру в искусстве
В центре экспозиции – картина "Безобразная герцогиня" фламандского художника Квентина Матсиса.

"Красота и сатира в эпоху Ренессанса": в центре новой выставки в Лондонской национальной галерее – картина "Безобразная герцогиня" фламандского художника Квентина Матсиса. Об искусстве карикатуры и гротеска – Яна Музыка.

Эпоха Возрождения обычно ассоциируется с цветущими молодыми женщинами и безмятежными мадоннами. Однако на их фоне настоящей суперзвездой стала "Безобразная герцогиня". Знаменитая картина малоизвестного художника – пример сатиры в этом художественном направлении. "Можно сказать, что для Национальной галереи это полотно – своего рода икона. Картина так знаменита еще и потому, что вдохновила очень популярные иллюстрации первого издания "Алисы в стране чудес". И таким образом она стала широко известна", – сообщила куратор выставки Эмма Капрон.

Образ был растиражирован, а вот автора мало кто знает. "Безобразная герцогиня" – работа фламандского художника по имени Квентин Матсис, написана в начале XVI века. Пожилая дама с морщинистой кожей и иссохшей грудью, платье с очень глубоким вырезом и аристократический рогатый головной убор – к моменту написания полотна такие уже вышли из моды. То есть женщина надела то, что было актуальным во времена ее молодости. Это полотно – центральный экспонат выставки под названием "Красота и сатира в эпоху Ренессанса".

"В этой картине есть что-то удивительно современное. Мы видим женщину преклонного возраста, которая одета очень вызывающе. Даже сегодня многие могут не одобрить подобный внешний вид. И это демонстрирует, насколько смелым и передовым был взгляд на мир художника", – пояснил искусствовед Табиш Хан.

Расстояние между носом и ртом очень большое, поскольку губы впали, можно предположить, что она беззубая. В руках – бутон розы. "Он уже поник и немного обвис. Цветок она собирается подарить мужчине с соседнего портрета. Он одет гораздо скромнее, у него более сдержанный профиль. А жест его руки можно истолковать как упрек", – рассказала Эмма Капрон.

Бутон – символ помолвки, указывающий на то, что женщина пытается привлечь внимание жениха. Эти портреты – диптих. "Так что мужчины могли посмеяться над тем, как женщина нарушает условности, ведет себя не подобающе возрасту. Это сатира на похоть пожилых дам – частый предмет шуток эпохи Возрождения", – добавила Эмма Капрон.

Насмешка, перерастающая в гротеск. Выставка в Лондонской национальной галерее проводит параллели и с другими сатирическими представлениями о красоте эпохи Возрождения. А пресса пишет, что эти работы бросают вызов и сегодняшним представлениям стареющих дам о привлекательности.

Читайте также

Видео по теме

Эфир

Лента новостей

Авто-геолокация