23 марта 2023, 08:10 23 марта 2023, 09:10 23 марта 2023, 10:10 23 марта 2023, 11:10 23 марта 2023, 12:10 23 марта 2023, 13:10 23 марта 2023, 14:10 23 марта 2023, 15:10 23 марта 2023, 16:10 23 марта 2023, 17:10 23 марта 2023, 18:10

• Доисторическое насекомое с философским именем. В Калининграде изучают предка осы, который учёным ещё не попадался
  • Картинка
    В балтийском янтаре нашли предка осы возрастом 40 миллионов лет
Этот подарок исследователи получили, разумеется, в янтаре. Насекомое решили назвать в честь великого мыслителя Имманула Канта. Как можно по кусочку застывшей смолы раскрыть тайны эволюции жизни на Земле?

Этот с виду совсем обычный кусочек балтийского янтаря таит настоящее открытие. Невооруженным глазом невозможно разглядеть двух насекомых, которые попали в янтарный плен примерно 40 миллионов лет назад.

Только под микроскопом, который увеличивает изображение в 20 раз, удаётся увидеть новый род и вид паразитоидных наездников-барконид.

АНАСТАСИЯ КУЗНЕЦОВА, ХРАНИТЕЛЬ, ЕСТЕСТВЕННО-НАУЧНОЙ КОЛЛЕКЦИИ МУЗЕЯ ЯНТАРЯ:

— Помимо больших глаз настоящих, у них на лобовой части находятся три небольших глазка, также у них антенны, которые располагаются на голове в 1,2 раза длина самого тела, и также у них яйцеклад короче, чем свое брюшко.

Научное открытие сделал Андраник Манукян совместно с коллегой из зоологического института РАН. Говорит, что аналогов такой находки в мире нет. Это насекомое можно считать предком осы. Только вместо жала у него яйцеклад. Музей Янтаря гордится своей коллекцией редких инклюзов.

ПОЛИНА ОГЛОБЛИНА, КОРРЕСПОНДЕНТ:

— По статистике, инклюзы встречаются в каждом десятом кусочке янтаря. Чаще всего это комары, а точнее их предки. В фондах музея хранится около 10 тысяч экземпляров с включениями. Самые зрелищные представлены здесь. Обнаружение нового вида насекомых позволяет выдвигать новые теории в сфере биологии.

Янтарные инклюзы представляют особую ценность для науки. С их помощью можно составить описание эволюционных изменений, а также определить климатические особенности.

Например, отдаленные потомки нового вида встречаются только в тропиках. Выходит, 40 миллионов лет назад климат в этих местах был гораздо теплее.

ВИТАЛИЙ АЛЕКСЕЕВ, НАУЧНЫЙ СОТРУДНИК МУЗЕЯ ЯНТАРЯ:

— Определяют возраст примерный по тем слоям, где находится янтарь. То есть, балтийский янтарь, он эоценового возраста, относится к последнему периоду эоцена. И если человек указывает возраст янтаря, он обычно указывает этот период.

В общей сложности благодаря изучению инклюзов были открыты тысячи новых видов насекомых.

Редкие экземпляры обнаруживают и при добыче солнечного камня на Янтарном комбинате. После оценки ученых инклюзы попадают на аукцион. Они были впервые выставлены на продажу в прошлом году. Это открывает доступ к тайнам тысячелетий для широкого, пусть и состоятельного круга.

Кто знает, какие сюрпризы еще может подарить янтарь — в зависимости от того, в чьи руки он попадет.

Полина Оглоблина, Анастасия Махина, Станислав Бердников