"Выстрелит – супер!": чем планирует удивлять зрителей Олег Меньшиков
- Олег Евгеньевич, как давно существует проект [1,5]? Откуда взялось такое необычное, но запоминающееся название?
- Вы знаете, я точно не помню, когда мне пришла в голову идея сделать проект. Года два назад. Потом все откладывалось, откладывалось на неопределенный срок. И вот в конце прошлого года наступил момент, кода я решил, что можно. Название родилось спонтанно. Мы пошли от полтора часа хронометража, полтора миллиона на постановку, полтора месяца репетиций и еще чего-то полтора. Собственно, изначально мы не хотели давящего названия. Так и получилось.
- С какими темами к вам приходят участники проекта? И насколько они пересекаются с репертуарной политикой театр Ермоловой?
- Понимаете, театр – это дело молодых! Я тут поддерживаю Олега Павловича Табакова: на сцене государственного театра должны быть представлены любые жанры, любая режиссерская фантазия. Это может быть все, что угодно. А что касается репертуара? Вы знаете, мне кажется, словосочетание "репертуарная политика" уже немножечко во вчерашнем дне. Я не понимаю, что это такое. В стране есть театры, которые сохраняют это понятие, но мне хочется уйти от этого. И проект [1,5] дает такую возможность.
- Театральные команды получили шанс реализовать экспериментальные спектакли на Основной сцене театра. Это мечта для многих. Почему выбор пал именно на большую сцену?
- А чего бояться? Наоборот, в этом и был смысл проекта, что не малое пространство, не подвал, не репетиционный зал на 50 человек, а большой зал. Плюс, я давно считаю, что театр должен уходить, во всяком случае в этом проекте, от массивности декораций и нагруженности на сцене. Если следовать нашим классикам, то театр – это расстелил коврик, два человека на этот коврик встали и начался театр. Именно так говорил Владимир Иванович Немирович-Данченко. Я вообще считаю, что театр – это пустое пространство, в котором есть хороший свет и хорошие костюмы. Мне кажется, этого вполне достаточно. Монументальность декораций – это уже слишком для эксперимента. Поскольку если есть идея, если есть заразительность, если есть мысль, то и результат будет отличным.
- Вы даете свою оценку постановкам, представленным в проекте?
- Знаете, я не очень отслеживаю заявки и их содержание, поскольку этим занимается куратор проекта Ринат Ташимов. И я ему доверяю. Тут совершенно неважна моя оценка того, что произошло. Понравился ли мне этот спектакль. Я вообще уже не рассуждаю категориями понравилось – не понравилось, потому что не считаю это правильным. Важно, что мы даем режиссерам возможность рисковать на большой сцене.
- Все ли постановки проекта [1,5] одинаково успешны? Что происходит со спектаклем, который не выстрелил?
- Я всем ребятам говорю, что если что-то не прозвучало, это еще ничего не значит. Такие эксперименты и создаются, чтобы найти те самые выстрелы, как вы говорите. И если прозвучит один или два выстрела за всю историю проекта, это хорошо. Поэтому мы планируем продолжать проект и в следующем году. Я думаю, что он надолго должен поселиться в театре. А вообще, театр – это фабрика в очень хорошем смысле. В театре вы видите то, над чем мы работаем каждый день. Мы каждый день над шедеврами не работаем. Это было бы замечательно, и мы были бы счастливы, если бы так было! Но этого нет! Это ежедневная работа. И этот проект про ежедневную работу. Выстрелит – супер! Не выстрелит – все, поблагодарили друг друга, пошли дальше! Вот это нормальное существование театра.
- Какие советы и рекомендации вы можете дать будущим участникам проекта [1,5]?
- Когда я работал в Европе, там действительно спектакль репетируется полтора месяца, иногда даже меньше! Это может быть какая угодно постановка. И с навороченными декорациями, с безумными костюмами, в стихах, не в стихах – у тебя полтора месяца! А до этого идет огромнейшая подготовительная работа. Всем подающим заявки для участия в проекте я рекомендую проделать вот эту огромную подготовительную работу. Им тогда будет здесь легче.