К 125-летию со дня рождения Василия Лебедева-Кумача. Новая выставка в Москве
Он начинал с подражания античной лирике, а вошел в историю как автор текста "Широка страна моя родная". 125-летие со дня рождения Василия Лебедева-Кумача Государственный музей истории российской литературы имени Даля отмечает выставкой редких документов, в том числе из семейного архива. Алия Шарифулина осмотрела экспозицию.
Главный поэт-песенник страны, бард сталинской эпохи. За Василием Лебедевым-Кумачом закрепилось много громких эпитетов. Его знают, его поют, но о жизни и творчестве в музейных пространствах практически не говорят. Кто-то не знает, как подступиться, кому-то не хватает экспонатов. Это первая масштабная попытка подробного рассказа.
"Мы смогли представить нашим посетителям огромный массив личных вещей Лебедева-Кумача. Кроме того, мы получили экспонаты из многих других замечательных музеев. Это Государственный центральный музей имени Бахрушина – наш главный театральный музей, Российский национальный музей музыки – главный музыкальный музей, кроме того Исторический музей, Музея современной истории России", – отметил директор Государственного музея истории российской литературы имени В.И. Даля Дмитрий Бак.
Многие вещи музею передала внучка Лебедева-Кумача Мария Деева. И эти экспонаты погружают совершенно в другую атмосферу. Ещё не слышны звонкоголосые песни. Юный Василий Лебедев читает на латыни Горация, увлекается эсперанто, переплётным делом, издаёт школьный самодельный журнал "Кол" и учится на отлично. Однажды Лебедева экзаменовал русский историк-медиевист Виноградов, живший в Англии, и был поражён его знаниями, сказал закончишь школу, возьму тебя в Оксфорд.
"Этот класс 10-й московской гимназии мужской, а это были удивительно талантливые ребята. Потому что сохранилось два номера рукописного журнала. Он был редактором этого журнала. Тут и его рисунки, и его стихи. Царил такой весьма демократичный дух, потому что тут есть шаржи и на учителей с довольно едкими подписями, и на более известных людей, например, есть шарж на Алексея Толстого", – заметила журналистка, внучка В. Лебедева-Кумача Мария Деева.
"Любит Художественный за тщательность постановок, Камерный – за культ жеста. Хотел бы получить синтез этих двух театров и сыграть роль человека, который не может делать то, что он хочет" – это запись из анкеты артиста Студии имени Чехова. Об этом тоже мало кто знает, Лебедев всерьёз увлекался театром и учился системе Станиславского.
"Сам он впоследствии говорил, что его интересовала больше литературная составляющая театральной жизни, то есть, он хотел понять театр изнутри. И впоследствии он действительно много работал для театра, он писал тексты для эстрады, он писал сценки для театра, он писал скетчи для цирка", – заявил зам. директора Государственного музея истории российской литературы имени В.И. Даля Алексей Невский.
О судьбе талантливого самоучки, сына сапожника, печатавшего свои переводы Горация в одних журналах с Сергеем Есениным, газетчика-фельетониста в знаменитых "Гудке" и "Крокодиле", востребованного автора в "Окнах ТАСС", и наконец популярного автора советской массовой песни – на этой выставке рассказывают сотни экспонатов. Большинство материалов семейного архива поэта экспонируется впервые.