Отреставрированный дом-музей Чехова открывается для посетителей
Отреставрированный дом-музей Чехова откроется для посетителей уже завтра. Работы заняли почти 6 лет. Главные обновления – в экспозиции: она увеличилась в два раза и теперь включает личные вещи писателя, которые прежде не выставляли. Анна Шустер – подробнее.
Приковывающий внимание туристов дерзким красным, похожий на комод, таким же этот флигель видел Чехов. Отреставрированный Дом-музей писателя встречает гостей обновленной расширенной экспозицией.
"Суть изменений можно уместить в одну фразу – почти в два раза возросло количество экспонатов, сейчас доступных для посетителей", – отметил директор Государственного музея истории российской литературы имени В.И. Даля Дмитрий Бак.
"Сложная вся работа была проделана, та самая реставрация, очень тяжелая и кропотливая", – заявила министр культуры РФ Ольга Любимова.
"Литературный музей и люди, которые работают в Литературных музеях – это совершенно особая среда, особое сообщество", – заключил советник Президента РФ по вопросам культуры и искусства Владимир Толстой.
Раньше в залах просто не хватало витрин, чтобы разместить все эти вещи, решением стали такие комоды. Надписи на ящиках соответствуют периодам жизни писателя. В первой комнате – аттестат зрелости Чехова. По русскому – 4, по математике – 3. Семья переехала в Москву, чтобы спастись от кредиторов и сменила в первопрестольной около 12 квартир. Этот флигель Чеховы арендовали у доктора Якова Корнеева за 650 рублей в год.
Скоро печатный станок заработает и напомнит гостям музея, что именно в этих стенах из-под пера Чехова вышли десятки рассказов и пьесы "Свадьба", "Леший", "Медведь". Кстати, трудиться Антон Павлович любил в шумной обстановке, гостей в доме бывало много – Чайковский, Левитан, Немирович-Данченко. Единственным тихим местом была спальня.
На этом столе стояли таз и кувшин для умывания, после утренних процедур Чехов спешил в кабинет. С 12 до 15 часов он принимал пациентов, затем переходил к литературным трудам, все предметы на этом столе подлинные, особенно дорога Чехову была чернильница – подарок от его пациентов.
Именно из этого дома Чехов уехал на Сахалин. "Каторжный остров" называли его тогда. Большинство населения этой земли составляли бывшие воры, убийцы, мошенники. Дорога в северный край заняла у писателя 81 день.
"Шторм, который пережил Чехов, перевозка заключенных, вид корабля, подарки, которые Чехов привез с Цейлона, также на стене представлена сцена заключения Соньки Золотой ручки", – отметил художник реэкспозиции дома Чехова Евгения Ионова.
До наших дней дошли воспоминания Чехова, как иногда страшно было оставаться с каторжанами один на один, преодолевая страх, терпя холод и неудобства, за три месяца он сумел переписать всё население острова, а это без малого – 10 тысяч человек. Затем был период жизни в усадьбе Мелихово, переезд в Ялту. Все эти вехи нашли отражение в обновленном доме-музее.