В Галерее искусств Зураба Церетели открылась выставка "Королева фуэте. Софья Головкина"
"Королева фуэте. Софья Головкина" – новая выставка в Галерее искусств Зураба Церетели. Проект приурочен к Году педагога и наставника в России. Экспозицию осмотрела Анастасия Павлова.
Выставка – практически семейный фотоальбом. Такой Софью Головкину – педагога и директора Московского хореографического училища – не знал никто. Светские приемы с Марлен Дитрих, танцы с 38-м президентом Америки Джеральдом Фордом, отдых с семьей в Гурзуфе.
"Здесь мы можем видеть молодую Софью Николаевну, еще танцующую в театре, вместе с моим папой, где они пробуют поддержку, аттитюд. Или, например, Софья Николаевна на мостике. Кто-нибудь когда-нибудь видел директора на мостике?" – поделилась куратор выставки, хореограф, внучка С. Головкиной Софья Гайдукова.
Софья Гайдукова – внучка Головкиной и куратор выставки. Она и сама пошла по стопам бабушки: стала артисткой балета и хореографом. Здесь они вместе на сцене Московского хореографического училища. Его директором Головкина была 41 год, а до этого там же преподавала. Среди ее выпускников – несколько поколений солисток Большого театра. Ксения Рябинкина была в числе первого выпуска.
"Новатор она была. Потому что многое из того, что она привносила в обучение – тогда этого не было. Она, предположим, внедрила классы гимнастики, растяжки, тогда не было растяжки", – рассказала балерина, актриса, педагог Ксения Рябинкина.
Педагог-Головкина записывала свое видение балетных движений, давала им более точные – на ее взгляд – определения, писала о распространенных ошибках в танце. Головкина-директор требовала лучших условий для своих учеников. По ее инициативе переехали в новое здание, рассчитанное на 600 учащихся. И вскоре училище стало ведущим методическим центром хореографического образования в России.
"В том, что поныне существует прекрасная школа балетная, что она дожила до ХХI века, и, я надеюсь, процветает – во многом благодаря усилиям и преданности своему делу Софьи Николаевны. Потому что она была совершенно, в хорошем смысле слова, ненормальной", – говорит народный артист РСФСР Геннадий Хазанов.
Она всей душой болела за танец: могла сама наложить ученицам грим. Строгая, требовательная и высоко профессиональная, вспоминают ученики.
"Она была наставником, человеком, который мог поставить тебя перед определенными жизненными ситуациями, которые тоже решают взрослые, но ты ребенок и обязан выйти из нее достойно, с высоко поднятой головой, с балеринским апломбом", – отметила балерина, народная артистка России Мария Александрова.
А еще ученицы хореографического училища восхищались нарядами Софьи Николаевны.
"Практически всю жизнь она носила знаменитую брошь-камею, которую подарил ей ее первый муж, балетмейстер, педагог Григоровича и Джорджа Баланчина – Федор Васильевич Лопухов, и эта камея здесь у нас представлена", – рассказала куратор выставки, хореограф, внучка С. Головкиной Софья Гайдукова.
Артистке Большого театра – Софье Головкиной – посвящен целый зал. Вот она в партии Царь-Девицы, Одетты. Коллеги говорят – при необходимости могла заменить любую танцовщицу театра. Такое мастерство и преданность вдохновляли не только коллег, но и художников, которые писали ее портреты.