Петр Лундстрем о примере истинного патриотизма: "Послужить Родине в любом качестве"
Легендарный джазовый оркестр Олега Лундстрема был создан в 1934 году в Харбине. Потом коллектив переехал в Шанхай, где, собственно, и приобрел мировую известность. Когда началась Великая Отечественная война, все его музыканты в полном составе подали заявления на фронт, но их не приняли. В 1943 году они сделали новую попытку, но и тогда им отказали со словами: "Здесь вы нужнее". Несмотря на это, пока шла война, почти все артисты получили другую специальность. По словам Петра Лундстрема, они знали, что вернутся в страну после войны, и ее нужно будет восстанавливать. "Они не думали, что они приедут и будут играть джаз", – сказал музыкант.
Так, дед скрипача – Игорь Лундстрем получил диплом инженера-строителя, а Олег Лундстрем стал архитектором. В 1947 году, как только вышел приказ о репатриации советских граждан, они вернулись в Советский Союз.
"Они сели на паром города Находка, и жены их рыдали... Рыдали, потому что они оставляли за собой вот этот вот Шанхай, где они разъезжали на "бьюиках". У них были свои квартиры. Это был первый биг-бэнд в городе. Все-таки Шанхай – это такой дальневосточный Нью-Йорк. Это был центр Дальнего Востока. И несмотря на это, вот эти люди улыбчивые на экранах, красавцы, жить без Родины не могли", – объяснил Петр Лундстрем.
Он рассказал, что членам оркестра предложили на выбор три города. Они выбрали тот, что поближе к Москве и где была консерватория – Казань.
"И первое время они жили в Зеленодольске под Казанью, всем оркестром за ширмой кинотеатра. Вот эта для меня всегда пример патриотизма не на словах, а на деле", – сообщил скрипач. Он добавил, что, когда в 1948 году вышло Постановление ЦК ВКПБ, где в числе прочего всего была провозглашена борьба с космополитизмом, а джаз назывался "музыкой толстых", никто из оркестра этому не возразил. Более того, все музыканты взяли и пошли учиться в Казанскую консерваторию.
"Олег Леонидович ее закончил и как скрипач, и как оперный симфонический дирижер, и как композитор... И они все пошли играть, кто-то в оркестр. Ни один из них не был антисоветчиком, не было даже вопроса: "О Господи, что творит советская власть, какой кошмар! Нужен джаз!" Нет! Они хотели послужить своей родине в любом качестве. Вот, что такое для меня просвещенный патриотизм", – подчеркнул собеседник Бориса Корчевникова.
Петр Лундстрем сказал, что постоянно чувствует связь со своим дедом Игорем Лундстремом, у которого в оркестре было прозвище "Святой". Правда, через своего отца, потому что дедушку при жизни он не застал. А вот Олега Лундстрема знал лично.
"Конечно, всю концепцию мы, наша семья, построила вокруг той самой личности Олега Леонидовича Лундстрема, который был не только джазменом, но и – самое главное для меня – просвещенным патриотом. Именно поэтому первый фестиваль Олега Лундстрема проходит в Забайкальском крае, на родине руководителя джазового оркестра", – сказал музыкант.
Что удивило Петра Лундстрема во время одной из поездок в Мариуполь? Что связывает семьи Михалковых и Лундстремов? Об этом и не только – в новом выпуске программы "Жизнь и судьба" на телеканале "Россия 1" и медиаплатформе "Смотрим".