Первый микроконтроллер в России может использоваться почти везде
Какая ж она красивая, эта "Луна-25". Наша станция впервые отправится на южный полюс спутника Земли уже совсем скоро.
Показать нам "Луну" – это идея президента РАН Геннадия Красникова. В Академии наук анализируют данные Института космических исследований. Они показывают, что под поверхностью Луны находится вещество, содержащее водород и рассеивающее нейтроны. Скорее всего, это водяной лед. Цель аппарата — найти воду в приполярном лунном грунте.
Последний раз подобная отечественная станция садилась на спутник Земли в 1976 году. Запуск аппарата и посадка на южном полюсе обещают стать главным российским и мировым научным событием года.
На станции девять исследовательских приборов. Все они отечественного производства. "Луна-25" вообще вся до последнего винтика наша. А микроэлектроника – устойчивая к температурам и перегрузкам – да еще в условиях санкций, вообще, предмет особой гордости. Многое сделано в Зеленограде.
Мы были здесь на предприятии несколько месяцев назад и обычно туда – в чистые комнаты всегда пускали журналистов. Сегодня все очень строго. Идут испытания российских компонентов, техники. Одновременно текущее производство и разработка новых изделий.
За ходом работ на одном из важнейших сейчас направлений импортозамещения – производстве микрочипов – президент РАН следит лично. Отношение особое еще и потому что в Зеленограде, в НИИ молекулярной электроники, он с 1981 года. Пришел начинающим инженером после Московского института электронной техники.
Одновременно был и конструктором, и технологом, потом – начальник цеха, генеральный директор. Это во многом благодаря Красникову в турбулентных условиях экономических кризисов и санкций нам удается развивать научно-исследовательскую базу и сохранять положительную динамику.
"Мы недавно получили новый вид памяти на фазовом переходе, уникальная с мировыми характеристиками. И самое ценное заключается в том, что основные процессы, которые связаны с атомарным слоевым осаждением оксида гафния, они сделаны на отечественном оборудовании", – рассказывает Геннадий Красников.
Важно, что не просто начали делать свое оборудование, на нем уже получают изделия мирового уровня. Которые соответствует всем параметрам, по некоторым даже лучше.
"Этот микроконтроллер – полностью отечественная разработка. Первый микроконтроллер в России. Который может использоваться практически в любой области: промышленности, потребительской электронике, ЖКХ, телеметрии", – демонстрирует Алексей Феклистов, начальник кристального производства.
Здесь наше все – наша технология, наш дизайн, наша математика. На каждом этапе заложено свое, российское ноу-хау, рассказывает Евгений Яковлевич, его научные идеи легли в основу боле 200 микросхем, которые (в том числе) производятся за границей. Продолжая руководить одним из наших ключевых исследовательских центров, он "у штурвала" Российской академии наук встает в непростое время.
Осень прошлого года. Выборы президента РАН. Фундаменталистов в академии большинство. А тут президент – руководитель не академического НИИ, а успешного акционерного общества. И, конечно, многих ученых это смущало. Убеждает постановкой задач.
"Самый главный момент в том, чтобы наши исследования, они были не просто для публикационной активности, а чтобы они были востребованы. Когда в конечном итоге все исследования в разных областях сливаются в одну точку, как в свое время, если мы будем просматривать, скажем, атомные проекты или космические проекты", – убежден Геннадий Красников.
И таких примеров у Красникова много. Едем по его совету в пресс-тур в один из крупнейших в мире центров авиационной науки – в Аэрогидродинамический институт имени Жуковского. Интерес на западе к нему и сейчас огромный: из 70 журналистов – треть иностранцы. В зале ресурсных испытаний наш МС-21 – фюзеляж с центропланом и кессон крыла из отечественных композиционных материалов. Одновременно проверяют живучесть отечественных двигателей ПД-8 и ближнемагистрального самолета Sukhoi Superjet New― машина с наибольшим количеством отечественных импортозамещенных комплектующих.
Мозг мыши светится под микроскопом. Исследуя механизмы формирования памяти, ученые работают над развитием нейросетей.
И тут, уверен Красников, у нас есть хорошие возможности по созданию нового вида памяти. За последние 35 лет производительность компьютеров увеличилась в миллиард раз. Задачи, решавшиеся много лет, сейчас занимают меньше секунды. При этом меняется сама архитектура вычислений. Нужны квантовые компьютеры. Геннадий Красников рекомендует обратить внимание на коллектив молодых ученых Физического института РАН.
Уникальные сверхточные оптические часы на атомах тулия – элемент демонстрирует необычайно высокую точность, необходимы системам наведения и противовоздушной обороны, в картографии и навигации. И это принципиально отличается от всего созданного в данной области до сих пор.
Россия – мировой лидер по производству радиоизотопов. На расширенном заседании президиума РАН разговор о том, как нарастить выпуск собственной готовой продукции и сократить отставание в ее медицинском использовании. На этих установках синтезируются новейшие отечественные радиофармпрепараты. Галлий-68 применяют для диагностики различных заболеваний, в том числе онкологии – новейшее изобретение команды Центра Алмазова, что в Санкт-Петербурге – безусловный лидер: 40 радиоизотопных методов исследования.
Еще одно стратегически важное направление – генетика. Коллекции растений, бактерий, медицинских материалов рассредоточены по многим институтам и научным центрам страны. Задача – объединить этот мощный ресурс.
Академия наук, под руководством Геннадия Красникова, становится мощным мозговым центром. При этом зарубежные связи и Академии, и ее президента – даже в условиях сегодняшнего антироссийского пресса – остаются крепкими.
"У нас 400 иностранных членов Академии есть, это граждане, в том числе Соединенных Штатов, Германии, европейских стран, естественно, и КНР. Идет общение. Мы видим там совершенно другое понимание вопроса. Наука, она интернациональна. Есть хорошие взаимоотношения, такая академическая площадка сегодня для международных контактов, она самая комфортная в этих условиях, в которых находится наша страна", – отмечает Красников.
Обеспечение технологического суверенитета напрямую зависит от российских ученых. И сейчас, когда наша экономика ограничена в доступе к технологиям, важно, чтобы в процесс включилось все научное сообщество России и особенно молодые исследователи.
"Я думаю, что вот профессия ученого, она вечная, которая останется. Без ученых фактически невозможно дальнейшее существование человечества. Потому что те вызовы, которые и природа ставит, и различные условия, они требуют, чтобы на них были адекватные ответы и только ученые могут спрогнозировать эти события и найти правильное оптимальное решение на все вызовы, которые стоят", – уверен глава РАН.
Сам Геннадий Яковлевич в науку влюбился рано. Закончил тамбовскую математическую школу. От избитого вопроса: "каким будет мир через 50 лет" глава Российской академии наук, конечно, мог отмахнуться, но через паузу неожиданно ответил: "Нас ждет резкое увеличение продолжительности жизни. Поэтому особенно важно в любом возрасте испытывать живой интерес к новому, а еще к людям". Камеры в этот момент уже были выключены.