2 мая 2023, 08:50 2 мая 2023, 09:50 2 мая 2023, 10:50 2 мая 2023, 11:50 2 мая 2023, 12:50 2 мая 2023, 13:50 2 мая 2023, 14:50 2 мая 2023, 15:50 2 мая 2023, 16:50 2 мая 2023, 17:50 2 мая 2023, 18:50

Академия Русского балета имени Вагановой отмечает 285 лет

  • Академия Русского балета имени Вагановой отмечает 285 лет
  • Картинка
    Академии русского балета имени Вагановой исполняется 285 лет
  • Академия Русского балета имени Вагановой отмечает 285 лет
Сейчас здесь обучают профессиям, о которых в XIX веке никто и подумать не мог.

Академия русского балета имени Вагановой отмечает 285 лет. Об истории старейшей балетной школы России расскажет Екатерина Грициенко.

Путь истории русского балета приводит на улицу Зодчего Росси. Сюда в середине XIX века переехало Петербургское театральное училище.

Вот уже почти 200 лет теперь Академия русского балета располагается на самой симметричной улице мира. Сейчас здесь обучают профессиям, о которых в XIX веке никто и подумать не мог. Например, выпускают менеджеров и продюсеров балета. Но главным остается воспитание блистательных танцовщиц и танцовщиков.

Здесь прошлое и современность идут рука об руку. Прежде, чем подняться в классы, стоит зайти в кабинет истории русского балета. Для ценителей танцевального искусства – здесь не экспонаты – настоящие реликвии. Вещи выпускников и наставников прославленной школы. Потрет великого балетмейстера и педагога Мариуса Петипа. Роскошные туалеты Матильды Кшесинской, бесценный и хрупкий – костюм Вацлава Нижинкого из балета "Видение Розы". В коллекции – шифоновый хитон "обыкновенной богини" Галины Улановой. И вышитая икона – она долгое время служила гримировальным зеркалом для Анны Павловой.

"Когда зеркало разбилось, под ним обнаружилась вышитая икона. И так как мы знаем, что Анна Павлова занималась рукоделием, она вышивала ковер для нашей церкви в Императорском училище, можем смело предположить, что она сама, собственно, это и вышивала", – рассказала заведующая кабинетом истории русского балета им. М.Х. Франгопуло Академии русского балета им. А.Я. Вагановой.

Конечно, центральное место занимает портрет Агриппины Вагановой. Ее имя академия носит с 1957 года. Она пришла преподавать в школу в тяжелое постреволюционное время. Балерина на пенсии, муж покончил с собой, на руках свой ребенок и двое осиротевших племянников.

"Разруха, голод, холод, идеологические установки. Идеология большевиков о том, что балет вообще не нужен, что нужно все театры закрыть, что нужно закрыть и нашу школу тоже", – поделилась профессор кафедры балетоведения Академии Русского балета имени А. Я. Вагановой Лариса Абызова.

Это она отстояла русский балет, зажгла плеяду советских звезд и создала методику обучения классическому танцу.

В 1937 году, когда Агриппину Ваганову снимали с должности руководителя балета Кировского театра, обличителями стали ее же ученицы. Только Марина Семенова и Наталья Дудинская бились за наставника. Пост в театре Вагановой пришлось покинуть, но руководителем Ленинградского хореографического училища она осталась до конца жизни.

У нынешних воспитанников академии сейчас тяжела пора – время экзаменов. Современным ученикам, конечно, можно смотреть в окна. Но делают они это редко – других занятий хватает.

До прогулок ли, когда экзамен принимает сам ректор Николай Цискаридзе. А еще проводит для подопечных академии мастер-классы.

Детей в академию берут с десяти лет. Меняется время, а с ним и стандарты балетной красоты.

"Раньше ценились более мягкие, женственные, может быть, такие округлые формы, небольшой рост. Сейчас это спортивные фигуры с длинными конечностями", – пояснил старший научный сотрудник Санкт-Петербургского музея театрального и музыкального искусства Сергей Лалетин.

И все же классический балет – явление, почти не подвластное прихотям моды. Ежегодно академия принимает около шестидесяти учеников. Выпускников примерно 40. И, пожалуй, каждый мечтает попасть в Мариинский театр. Там формируют труппу в основном из воспитанников академии. Танцевать в кордебалете – уже большая честь.

"Если мы вспомним Диану Вишневу и Ульяну Лопаткину, они пришли сюда на позиции кордебалета изначально. И буквально через какое-то там кто-то быстрее, кто-то чуть-чуть подлиннее, завоевывали позиции ведущих солистов", – отметил и.о. заведующего балетной труппой Мариинского театра, заслуженный артист России Юрий Фатеев.

Конечно, в профессии остаются не все выпускники академии. Некоторые работают в банках или в производственной сфере. Но и там, как правило, добиваются успеха. Ведь как бы ни сложилась судьба, школа упорства, выдержки и высоких стремлений формирует характер на всю жизнь.

Читайте также

Видео по теме

Эфир

Лента новостей

Авто-геолокация