Академия Русского балета имени Вагановой отмечает 285 лет
Академия русского балета имени Вагановой отмечает 285 лет. Об истории старейшей балетной школы России расскажет Екатерина Грициенко.
Путь истории русского балета приводит на улицу Зодчего Росси. Сюда в середине XIX века переехало Петербургское театральное училище.
Вот уже почти 200 лет теперь Академия русского балета располагается на самой симметричной улице мира. Сейчас здесь обучают профессиям, о которых в XIX веке никто и подумать не мог. Например, выпускают менеджеров и продюсеров балета. Но главным остается воспитание блистательных танцовщиц и танцовщиков.
Здесь прошлое и современность идут рука об руку. Прежде, чем подняться в классы, стоит зайти в кабинет истории русского балета. Для ценителей танцевального искусства – здесь не экспонаты – настоящие реликвии. Вещи выпускников и наставников прославленной школы. Потрет великого балетмейстера и педагога Мариуса Петипа. Роскошные туалеты Матильды Кшесинской, бесценный и хрупкий – костюм Вацлава Нижинкого из балета "Видение Розы". В коллекции – шифоновый хитон "обыкновенной богини" Галины Улановой. И вышитая икона – она долгое время служила гримировальным зеркалом для Анны Павловой.
"Когда зеркало разбилось, под ним обнаружилась вышитая икона. И так как мы знаем, что Анна Павлова занималась рукоделием, она вышивала ковер для нашей церкви в Императорском училище, можем смело предположить, что она сама, собственно, это и вышивала", – рассказала заведующая кабинетом истории русского балета им. М.Х. Франгопуло Академии русского балета им. А.Я. Вагановой.
Конечно, центральное место занимает портрет Агриппины Вагановой. Ее имя академия носит с 1957 года. Она пришла преподавать в школу в тяжелое постреволюционное время. Балерина на пенсии, муж покончил с собой, на руках свой ребенок и двое осиротевших племянников.
"Разруха, голод, холод, идеологические установки. Идеология большевиков о том, что балет вообще не нужен, что нужно все театры закрыть, что нужно закрыть и нашу школу тоже", – поделилась профессор кафедры балетоведения Академии Русского балета имени А. Я. Вагановой Лариса Абызова.
Это она отстояла русский балет, зажгла плеяду советских звезд и создала методику обучения классическому танцу.
В 1937 году, когда Агриппину Ваганову снимали с должности руководителя балета Кировского театра, обличителями стали ее же ученицы. Только Марина Семенова и Наталья Дудинская бились за наставника. Пост в театре Вагановой пришлось покинуть, но руководителем Ленинградского хореографического училища она осталась до конца жизни.
У нынешних воспитанников академии сейчас тяжела пора – время экзаменов. Современным ученикам, конечно, можно смотреть в окна. Но делают они это редко – других занятий хватает.
До прогулок ли, когда экзамен принимает сам ректор Николай Цискаридзе. А еще проводит для подопечных академии мастер-классы.
Детей в академию берут с десяти лет. Меняется время, а с ним и стандарты балетной красоты.
"Раньше ценились более мягкие, женственные, может быть, такие округлые формы, небольшой рост. Сейчас это спортивные фигуры с длинными конечностями", – пояснил старший научный сотрудник Санкт-Петербургского музея театрального и музыкального искусства Сергей Лалетин.
И все же классический балет – явление, почти не подвластное прихотям моды. Ежегодно академия принимает около шестидесяти учеников. Выпускников примерно 40. И, пожалуй, каждый мечтает попасть в Мариинский театр. Там формируют труппу в основном из воспитанников академии. Танцевать в кордебалете – уже большая честь.
"Если мы вспомним Диану Вишневу и Ульяну Лопаткину, они пришли сюда на позиции кордебалета изначально. И буквально через какое-то там кто-то быстрее, кто-то чуть-чуть подлиннее, завоевывали позиции ведущих солистов", – отметил и.о. заведующего балетной труппой Мариинского театра, заслуженный артист России Юрий Фатеев.
Конечно, в профессии остаются не все выпускники академии. Некоторые работают в банках или в производственной сфере. Но и там, как правило, добиваются успеха. Ведь как бы ни сложилась судьба, школа упорства, выдержки и высоких стремлений формирует характер на всю жизнь.