16 мая 2023, 10:00 16 мая 2023, 11:00 16 мая 2023, 12:00 16 мая 2023, 13:00 16 мая 2023, 14:00 16 мая 2023, 15:00 16 мая 2023, 16:00 16 мая 2023, 17:00 16 мая 2023, 18:00 16 мая 2023, 19:00 16 мая 2023, 20:00

24 года понадобилось художникам-реставраторам, чтобы воссоздать Янтарную комнату

  • 24 года понадобилось художникам-реставраторам, чтобы воссоздать Янтарную комнату
  • Картинка
    24 года понадобилось реставраторам, чтобы воссоздать Янтарную комнату
  • 24 года понадобилось художникам-реставраторам, чтобы воссоздать Янтарную комнату
Янтарная авантюра. Именно так можно назвать процесс воссоздания восьмого чуда света – Янтарной комнаты. В башне Дона открылась выставка, посвященная 20-летию воссоздания шедевра. Чем отличалась Янтарная комната во времена Петра I и Елизаветы Петровны? Как художники смогли возродить забытое искусство обработки янтаря?

24 года. Столько времени понадобилось художникам-реставратором, чтобы воссоздать Янтарную комнату. Эти работы можно назвать энциклопедией искусства художественной обработки янтаря. Историю восстановления восьмого чуда света, а именно так называют Янтарную комнату, можно проследить в башне Дона.

АНАСТАСИЯ НИКИФОРОВА, ДОЧЬ ХУДОЖНИКА АЛЕКСАНДРА ЖУРАВЛЁВА:

— Огромной проблемой было формирование самой концепции научной реставрации янтарных панелей, потому что концепция воссоздания Екатерининского дворца была сделана. Архитектор Александр Кедринский. Это его проект. И в помещении, где находилась Янтарная комната, уже были, например, к 80-м годам установлены паркет, плафон, была резьба, но были остановлены пустые пространства именно там, где находились панели.

Янтарную комнату изготовили лучшие мастера Пруссии в 18 веке. Фридрих Вильгельм I передал ее в качестве дипломатического подарка Петру I. Во время Великой Отечественной войны Янтарная комната попала в список из 60 предметов, которые было приказано доставить в Германию. Сокровище похитили и перевезли в Кенигсберг. Во время отступления в 45-м году немцы демонтировали комнату, и она бесследно исчезла. Сегодняшняя Янтарная комната – это научная реконструкция.

АЛЕКСАНДРА ПЕРЕЖОГИНА, КОРРЕСПОНДЕНТ:

— Без Музея Янтаря не было бы и Янтарной комнаты. В 80-х годах музей заказывает воссоздание более 20 изделий 17-18 веков. Так художники осваивают утраченные к 20 веку приемы, среди которых точение, профилирование, колорирование и многие другие.

Скульпторы, живописцы, резчики по дереву, позолотчики, паркетчики – всего порядка 40 человек. Самая ответственная работа досталась Александру Журавлеву, Альберту Ванину и Александру Крылову – они должны были создать заново янтарный декор. Однако сразу работать с янтарем не было смысла, нужно было начинать с чего-то менее дорогостоящего. У художников и архитекторов было больше вопросов, чем ответов.

МАРИНА КУЗНЕЦОВА, НАЧАЛЬНИК ОТДЕЛА ПО СВЯЗЯМ С ОБЩЕСТВЕННОСТЬЮ МУЗЕЯ ЯНТАРЯ:

— Прежде, чем художники начинали создавать изделия из Янтаря, они создавали гипсовые отливки. Нужно же понять, как те или иные детали будут выглядеть, в том числе и панели Янтарной комнаты, они существовали сначала в гипсовом варианте, были не раскрашены. И уже потом с течением времени из янтаря выкладывали весь узор. Здесь мы видим чашу "Парис и Венера", Святого Йодокуса и гипсовые произведения – они тоже произведения искусства.

Особое внимание на выставке в Музее Янтаря уделили копиям четырех камей, выполненных Александром Крыловым. Он занимался резьбой важных элементов на восточной и северной стенах Комнаты.

АЛЕКСАНДР КРЫЛОВ, ХУДОЖНИК-РЕСТАВРАТОР, УЧАСТНИК ВОССОЗДАНИЯ ЯНТАРНОЙ КОМНАТЫ:

— Пока ты не будешь работать, даже если расскажут, то ничего не сможешь сделать. Самое сложное, с чего начиналось, это колористика. Вся Янтарная комната – это колорированный янтарь. То есть цвет сделан мастером, в частности в Янтарной комнате, всю комнату окрашивал я.

Кажется, что перед художником-реставратором была почти невыполнимая задача – восстановить цвет по черно-белым фотографиям. Янтарь со временем меняет цвет. Было принято решение, что комната должна выглядеть как при императрице Елизавете Петровне – светлого желтовато-коричневого оттенка. Но рецепт окраски камня был утерян, пришлось создавать новый. В итоге художники даже получили авторское свидетельство на изобретение "Способ окраски янтаря".

АЛЕКСАНДР КРЫЛОВ, ХУДОЖНИК-РЕСТАВРАТОР, УЧАСТНИК ВОССОЗДАНИЯ ЯНТАРНОЙ КОМНАТЫ:

— Один из самых важных вопросов был – это высота. Высота панелей, высота профилей, высота миниатюр. Тут помогали наши ученые из Питера. И все было просчитано вплоть до миллиметра. Почему говорю так? Мы проверяли на тех кусочках, которые остались от Янтарной комнаты. А такие были – их больше 10.

Исчезновение Янтарной комнаты – одна из главных загадок 20 века. Поиски продолжаются до сих пор – как под землей, так и под водой. В 2020 году польские дайверы обнаружили в Балтике немецкий пароход "Карлсруэ", на котором могли переправлять Янтарную комнату. Однако ее подводные археологи так и не нашли.

Но желающих увидеть Янтарную комнату все равно немало. Каждый год в Царском селе научную реконструкцию Янтарной комнаты посещают порядка 3,5 миллионов человек в год. А калининградцы могут узнать о истории ее воссоздания в залах Музея Янтаря до 18 июня.

Читайте также

Видео по теме

Эфир

Лента новостей

Авто-геолокация