Новости культуры Выставка "Руниверсум" открылась в Петровском путевом дворце
Праздники, обычаи, старинные ремёсла. Выставка "Руниверсум" открылась в Петровском путевом дворце. В основе проекта – научное исследование православного церковного календаря, преломленное через образы, звуки и запахи. Ксения Луженкова расскажет подробнее.
Русская колыбельная погружает в "Сон, да не сон". Гигантское полотно из кружева – будто портал в старую сказку. Все эти скатерти и клеенки когда-то украшали старинные комоды или столы на семейных торжествах.
"Они собраны нашей командой. Это скатерти, памятные салфетки наших прабабушек. Это может быть из советского времени что-то или на рубеже XIX и XX веков. Они все сотканы в единое полотно, как символ того, что это все наша общая коллективная память", – отметила автор концепции Диана Сарычева.
История церковного календаря-месяцеслова берет начало еще в языческой Руси. Славяне соотносили каждый месяц года с особыми поверьями, обрядами и явлениями природы. Знания передавались устно и разнились для каждого региона. Единый месяцеслов начали печатать лишь при Петре I. В XXI веке его можно не только прочитать, но услышать, увидеть и понюхать. Февраль называли "снежень", "бокогрей" и "сечень". Он был последним – отсекающим месяцем в году. В это время справляли сырную неделю – масленицу. Жгли костры, поэтому здесь запах жженых поленьев. А в наушниках звуки народных гуляний. Этот аудиоряд был записан полвека назад в этнографической экспедиции. Есть здесь и более древние записи, например, ярмарочные зазывалы 1911 года.
"Ярмарка была возможностью познакомиться с людьми, которые побывали за горами, за долами, за широкими лесами, рассказывали всякие небылицы, привозили гостинцы. Здесь вы видите несколько таких наивных пряников в золотой обертке. Это же были временные строения шатровые, здесь есть отсылка к временному ярмарочному шатру, на котором перемежаются ленты, которые манят нас туда, чего мы никогда не видели, в некое сказочное пространство", – рассказала автор концепции Валерия Ковальзон.
В третьем зале гости переносятся на правый берег Дона, в один из древнейших казачьих хуторов России – Старозолотовский. Донские казачки ткали с семи лет. Узорные ткани подчеркивали статус. В наши дни на Дону возрождают древние ремесла и изобретают новые. Например, семикаракорскую керамику.
"Это, конечно, многоцветие донской степи, потом появились фрукты, потом появились сюжетные сцены. Сейчас у нас очень большой спектр и ряд сюжетов", – прокомментировала Ирина Узденова.
Экспозицию дополняет исторический антураж. С конца XVIII века для многих путь из Петербурга в Москву лежал через этот дворец. Его увековечил Пушкин в своем романе в стихах: "Вот, окружен своей дубравой, Петровский замок…".