Новый проект России и Ирана может стать альтернативой Суэцкому каналу
Длина путей, которые проложат между иранскими городами Решт и Астара, – всего 162 километра. Но в итоге они свяжут российские порты на северных морях с побережьем Персидского залива
Президенты России и Ирана – на прямой связи. Ибрахим Раиси приветствует Владимира Путина, и начинается церемония подписания соглашения, тематику которого иранский президент подчеркнул специальным фоном в своем кабинете – там изображен железнодорожный путеукладчик. Москва и Тегеран договариваются окончательно замкнуть транспортный коридор "Север-Юг". Для чего вместе будут строить новый участок железнодорожной ветки.
"Мы много говорили о значимости выстраивания этой сквозной транспортной артерии, которая призвана связать российские порты на Балтике и северных морях с иранскими портами на побережьях Персидского залива и Индийского океана. Эта идея начала воплощаться в жизнь наконец. Между Рештом и Астарой будет проложена железнодорожная линия протяженностью 162 километра. Казалось бы, это небольшой участок, но ее ввод в строй позволит наладить прямое, беспрерывное, или, по-другому еще специалисты говорят, бесшовное железнодорожное сообщение по всей протяженности маршрута "Север–Юг", – заявил Владимир Путин.
"Данный проект начался два десятилетия назад, но из-за определенных и объективных причин был несколько приостановлен. Но, слава Богу, что благодаря железной воле лидеров двух стран, нам удалось, прежде всего, достичь конкретных договоренностей по этому проекту, а затем прийти к настоящему соглашению", – ответил Раиси.
Коридор "Север-Юг" изменит многое в мировых грузоперевозках. О финальном этапе строительства президенты двух стран договорились в июле прошлого года, во время визита Владимира Путина в Тегеран.
Уже подсчитано, что, если таким маршрутом везти груз из Петербурга в Мумбаи, дорога займет всего 10 дней. А если обычным старым путем, через все моря, проливы и каналы, то уходит 35-40 дней. Разница почти в месяц для бизнеса и чувствительных грузов решающая.
Транспортный коридор уже начинает работать: у него есть восточная ветка, идущая через Казахстан и Туркменистан, есть центральная, морская, через Каспий, и западная, где как раз и не хватает небольшого участка железной дороги между иранскими городами Астара и Решт. Его строительство откроет доступ на безграничные рынки Востока и Юга.
"Новую магистраль имеется в виду задействовать, в том числе для перевозок продовольствия и другой продукции агропромышленного комплекса, которая будет предназначаться как для потребителей в Иране, так и для стран Персидского залива, Африки. Таким образом этот транспортный коридор внесет осязаемый практический вклад в обеспечение глобальной продовольственной безопасности", – отметил российский лидер.
"Коллективный Запад хотел бы, чтобы транзит обходил стороной иранскую территорию. Но геополитическое расположение Ирана делает маршрут очень надежным и перспективным, особенно при участии наших российских коллег", – заявил глава Ирана.
Стоимость всего проекта – чуть более полутора миллиардов евро. Но уже сейчас очевидно: прибыль будет гораздо больше – поток транзитных грузов только растет.
"У нас общий объем грузооборота после реализации этого проекта только железной дорогой составит не менее 15 миллионов тонн в год. При этом это касается только транзитных грузов. В дальнейшем мы будем расширять соответствующие мощности, и этот проект может стать альтернативой Суэцкому канал", – считает вице-премьер Новак.
Российская делегация в Иране сегодня обсуждала не только железные дороги. Развитие торгово-экономического сотрудничества России с Ираном находится в наивысшей точке за всю историю.
Россия и Иран продолжают развивать сотрудничество в энергетической сфере. Частью программы визита стало посещение нашей делегацией Тегеранской международной выставки нефти. Александр Новак осмотрел стенды, на которых свою продукцию представили 28 российских компаний. По итогам переговоров с иранскими коллегами были подписаны дорожные карты "О сотрудничестве в нефтяной отрасли". Речь идет о разработке действующих и десяти новых месторождений, а также о поставках нефтепродуктов.
"По нефтегазовой сфере у нас идет прочное сотрудничество с авторитетными российскими компаниями. Помимо предыдущих совместных разработок, у нас появились еще 10 новых месторождений, к сотрудничеству по которым мы решили подключить российских коллег. Мы обсудили перспективы партнерства по данному вопросу", –рассказал министр нефти Ирана Оуджи.
По запасам газа Иран занимает второе место в мире после России, при этом экспорт Исламской Республики по сравнению с нами весьма незначительный. Но благодаря сотрудничеству с Москвой, Иран надеется занять роль ближневосточного газового хаба.
"Идут обсуждения создания такой электронной торговой площадки на юге Ирана, в том числе с использованием иранского газа. С использованием газа, который будет совместно добываться, разрабатываться с нашими российскими компаниями", – заявил Новак.
Обсуждали на переговорах и сотрудничество в атомной сфере. Строительство второго и третьего блоков АЭС Бушер с участием наших специалистов продолжается, даже несмотря на международные ограничения.
Масштаб совместных проектов, конечно, еще раз подчеркивает особый, высокий характер российско-иранских отношений.
"Хотел бы поблагодарить вас, господин Раиси, и, конечно, верховного руководителя Али Хаменеи за постоянное внимание к сотрудничеству с нашей страной. И пользуясь случаем, прошу передать духовному лидеру Ирана наши самые теплые пожелания", – заявил Путин.
После церемонии подписания соглашения Ибрахим Раиси отдельно пообщался с вице-премьером Новаком и министром транспорта Савельевым. Говорили в том числе о санкциях
"Наши противники просчитались – хотели ограничивать нас, но мы на практике доказали, что вместе мы можем все санкции преодолеть", – отметил Раиси.
Транспортный коридор "Север-Юг" – это как раз проект, делающий Россию и Иран независимыми от недружественных стран. Контроль за строительством дороги будет вестись на высшем уровне.