О реставрации вееров в Центре имени Грабаря
Примерно полсотни предметов в год – таков темп работы, реставраторов изделий из резной кости в Центре имени Грабаря. В руках специалистов побывали и археологические артефакты, и миниатюрные шедевры прикладного искусства всех веков и стран. Над чем работают сейчас – показали Юлии Струковой.
Эти фрагменты – четыре части одного копья. Его длина – два метра сорок сантиметров. Сделано порядка 30 тысяч лет назад.
Лариса Гетьман, зав. отделом реставрации произведений резной кости Научно-реставрационного центра им. Грабаря: "Это бивень мамонта, из которого отсекали сегмент этими каменными орудиями, потом это все вымачивали и распрямляли. Технология уникальна. И это, когда ничего нет. Это у нас натфели швейцарские, инструменты. А у них только песок, трава и каменюки".
Копье было обнаружено археологами в Сунгире – месте стоянки древнего человека во Владимире – в 60-х годах прошлого века. Тогда его отреставрировали. Сейчас предстоит почистить, укрепить и самое сложное – вновь склеить. В отделе реставрации резной кости приводят в экспозиционный вид самые разные предметы. Вот эти веера середины XVIII века с миниатюрами с одной стороны и нотами с другой – из коллекции музея "Останкино". Их называют каминные – с их помощью барышни защищались от жара.
Екатерина Соловьева, реставратор предметов резной кости: "Этот веер был в плохом состоянии, мне пришлось разобрать его на части – я его увлажнила и потихонечку разобрала, чтоб его хорошо сделать нужно было снять".
Веер, как правило, состоит из двух частей. Нижней – станка, и верхней – экрана или опахала. Этот тип вееров называется мандаринский. Когда португальские мореплаватели прибывали в Китай они увидели чиновников с такими веерами. Чиновников называли мандаринами. Эти веера – в технике аппликации. Лица здесь – из кости, одежды – из шелка. По-другому веер называется "Тысяча лиц".
"Удалять загрязнение буду, может быть, размонтирую соединение, чтобы с ним работать", – рассказала реставратор предметов резной кости Светлана Медведева.
Вот так выглядят веера после реставрации. На выставке в Центре Грабаря – 50 экземпляров из девяти разных музеев. На реставрацию этого дорогостоящего веера середины XVII века еще пять лет назад собирали средства. В нем совмещено множество техник. Экран – из пергамента, станок из перламутра двух видов.
"Резать перламутр – достаточно сложное искусство. Это очень твердый материал и ломается при любом неловком движении", – отметила Лариса Гетьман.
Несколько шикарных мандаринских, один из черепашьего панциря, есть экземпляр с опахалом из страусиных перьев
Самые статусные веера – бальные – изготавливались долго. К примеру, экран из игольчатого кружева вот на этом вышивался три года.