100 лет одному из самых авторитетных политологов мира
Едва ли не самый авторитетный политолог мира активен и сегодня. Нередко противоречит сам себе – не определился, нужно ли Украине в НАТО. Но кое в чем постоянен: "Кризиса не будет, для него нет места в моем расписании". Это жизненный принцип, которому юбиляр был верен всегда.
Кабинет Генри Киссинджера, как музей американской дипломатии 20 века. В свои сто хозяин плохо слышит, ослеп на один глаз и перенес не одну операцию на сердце.
"Что бы на нашем месте сделал Генри Киссинджер?" Было время, когда это выражение было чем-то вроде заклинания для тех, кто в Вашингтоне занимается внешней политикой. Впрочем, переживший многих из тех, кто руководствовался советом на практике, патриарх американской дипломатии в каком-то смысле пережил и собственную славу. Последние годы Киссинджеру приходится повторять прописные истины.
"Главный аспект в отношениях между Россией и Америкой, на самом деле, – это мирное сосуществование. Мы должны учиться на своих ошибках, сконцентрироваться на устранении препятствий и избегать ситуаций, несущих постоянный конфликт", – считает Киссинджер.
Не то, чтобы Киссинджер, будучи советником по нацбезопасности и госсекретарем при Никсоне, а потом при Форде, пытался сделать человечество счастливее. Просто принцип реальной политики, которым он руководствовался, иногда помогал не только США, ради которых он, как патриот, всегда старался. Так получилось с челночной дипломатией на Ближнем Востоке, разрядкой и войной во Вьетнаме. За парижские соглашения он получило Нобелевскую премию мира. Но Киссинджеру, которого правозащитники называют не осужденным военным преступником, припоминают и беспощадные бомбардировки Камбоджи, и перевороты в Латинской Америке, и разворот КНР от СССР, который заложил бомбу под Тайвань.
В 1994 году в своей книге "Дипломатия" бывший госсекретарь США объявил о моральной победе либеральной демократии в холодной войне. Этот взгляд на себя, как на победителей, а на Россию, как на проигравшуюся сторону, и привел Запад к нынешнему кризису. А самого Киссинджера к бесконечным метаниям по поводу Украины.
За эти слова 99-летний бывший госсекретарь попал в списки одиозного "Миротворца", а на Западе, как теперь принято, стали запускать маховик отмены. И вот спустя год Киссинджер уже нахваливает украинскую политику Байдена.
"До этой войны я был против вступления Украины в НАТО, потому что опасался, что это начнет именно тот процесс, который мы наблюдаем сейчас. Теперь, когда этот процесс достиг такого уровня, идея нейтральной Украины в этих условиях больше не имеет смысла", – утверждает Киссинджер.
То есть на старости лет Киссинджеру, по сути, публично пришлось отказаться от главного принципа: понять позицию оппонента, даже если она тебе не близка.
"Я предпочитаю, чтобы между двумя нашими странами были обсуждение, дискуссия для достижения параллельных целей в серьезных вопросах. Тогда мы сможем пережить некую напряженность", – говорит бывший госсекретарь.
Мы писали это интервью несколько лет назад. К Киссинджеру в США тогда никто не прислушался. Так что и новые киссинджеры Америке больше не нужны. Такая вот драма архитектора, на которого обрушилась крыша его собственного дома.