Слушателям предложили необычный формат променад-концерта в Зарядье
"Минимализм как феномен" исследовал в зале "Зарядье" ансамбль "Персимфанс". Вместе с приглашёнными гостями музыканты выступили в необычном формате – променада-концерта и предложили слушателям "выйти из навязанной реальности и подключиться к единой мировой пульсации". С подробностями – Анастасия Павлова.
"Оркестр – это слепок общества в миниатюре", – говорит Петр Айду. Он один из инициаторов возрождения Персимфанса. Этот симфонический коллектив принципиально играет без дирижера. Первый такой ансамбль появился в Москве в 1922 году, в 2008-м коллектив воссоздали.
"Факт, который мы хотим доказать, – люди в состоянии играть вместе без какого-то единоличного управления в любом количестве, сколько бы их ни было. В Персимфансе собирается до 150 человек. Мы играем достаточно сложные симфонические произведения, не имея единоличного управления, действуя по ансамблевому принципу. Наша миссия – научить весь мир играть вместе", – объясняет председатель правления оркестра "Персимфанс" Петр Айду.
Не просто знать партитуру, но и прийти к единому мнению о ее трактовке. Исполнение музыки в Персимфансе требует длительной совместной подготовки всех участников оркестра и большого желания играть вместе. Коллектив любит исследовать разные направления. Минимализм в музыке – один из их экспериментов.
Направление минимализма зарождалось в Америке в 60-х годах прошлого века. Его концепция – звук ценен сам по себе, потому основа музыки – многократное повторение даже не фраз, а тактов. Этот способ исполнения вводит слушателей в медитативное состояние. Для их удобства в зале "Зарядье" создали так называемый "пуф-партер".
"Это вообще ритуальная вещь. Это не столько произведение искусства, сколько ритуал, в который должен втянуть себя. Слушателей не должно быть, слушатели должны стать участниками", – рассказывает композитор, философ Владимир Мартынов.
Сто лет назад солистами Персимфанса были Прокофьев, Рубинштейн, Гедике и другие. Традицию приглашать ведущих музыкантов продолжают и сегодня. Даниил Крамер, Владимир Мартынов, Аркадий Шилклопер, Хелависа, Владимир Волков, Олег Гаркуша и Дмитрий Шумилов исполняют произведение американского композитора Терри Райли "in C", то есть "в тоне ноты До".
"Минимализм – это не мое. Я музыкант с прямо противоположными устремлениями. Я музыкант, любящий красоту и роскошь в музыке, но то, что было сегодня –аскетизм, минималистичность – для меня обернулось гармоническим богатством. Это было интересно", – делится пианист, композитор, народный артист России Даниил Крамер.
53 музыкальных фразы, наложенные друг на друга, перекликаются, сливаются. Терри Райли – композитор, который предоставляет свободу в исполнении. В этот раз дух свободы вызывали легенды русского фолка, джаза, рока и композитор-философ.
