Специалисты Всероссийского центра имени Грабаря по темперной живописи приехали в Архангельск
Из масштабной коллекции древнерусской живописи Музейного объединения "Художественная культура Русского Севера" на реставрацию отобрали три десятка икон прошлых столетий, начиная с 16 века.
Татьяна Кольцова, заведующая отделом древнерусского искусства Музейного объединения "Художественная культура Русского Севера":"Мы периодически проводим специальные профилактические осмотры, которые выявляют разрушения произведений темперной живописи. И вот как только они проходят определенную критическую точку, конечно, мы приглашаем реставраторов, которые помогают нам спасать уникальные произведения древней живописи".
Из-за плохого состояния некоторые древние памятники невозможно вывезти за пределы музея. Приезжие мастера Всероссийского центра Грабаря чаще всего берутся за реставрацию крупноформатных и сложных икон, в том числе написанных темперными красками. В этой работе используются специальные технологии. Темперная живопись одна из древнейших. Эти краски сохраняют яркость на протяжении веков. Готовились они из растертых минералов и других красящих веществ на яичной желтковой эмульсии.
Светлана Синицына:"Краска кладется слой за слоем. Сквозь них проходит свет и отражается в частицах кристаллов. Это дает особую глубину и выразительность – цвет на иконе живет. Именно темпера помогает раскрыть ее духовную суть".
По словам музейных работников, в данный момент в Архангельском филиале центра Грабаря нет специалистов по реставрации темперной живописи. Причем некоторые виды работ могут выполнять мастера только высшей и первой категорий.
Наталья Фоломешкина, художник-реставратор темперной живописи Всероссийского художественного научно-реставрационного центра им. академика И. Э. Грабаря, Москва:"Иногда и мы работаем можно сказать как "скорая помощь", то есть мы выполняем определенный ряд реставрационных мероприятий, которые останавливают разрушение памятника, чтобы он мог дождаться, например, своей очереди, когда уже попадет к реставратору и он выполнит полную реставрацию".
Сейчас реставраторы проводят противоаварийные работы и консервацию памятников. Среди задач и укрепление отставшего красочного слоя и левкаса – грунта, которым покрыта деревянная основа иконы.
Наталья Фоломешкина, художник-реставратор темперной живописи Всероссийского художественного научно-реставрационного центра им. академика И. Э. Грабаря, Москва:"Для того чтобы укрепить, мы используем клей и наносим профилактическую заклейку. Затем прессуем эти участки рабочие закладываем их грузами".
После того как фрагмент укрепится – профилактические заклейки – папиросную бумагу удалят. Среди раритетов, с которыми работают московские реставраторы – иконный образ Благоразумного разбойника Раха, который был распят на Голгофе вместе с Христом. Он покаялся в своих грехах и уверовал в божественность Спасителя. Этот образ из иконостаса Троицкого храма села Ненокса. Кстати, он никогда еще не был представлен публике.
Татьяна Кольцова, заведующая отделом древнерусского искусства Музейного объединения "Художественная культура Русского Севера":"Наша практика не предполагает экспонирование предметов до раскрытия, – до проведения полного цикла реставрационных работ. То есть наш сюжет даст возможность подглядеть немножко?! Да вы подсмотрели удивительный памятник".