Почему Кэмерон предпочел российские аппараты "Мир"
Американская коммерческая компания OceanGate, организовавшая погружение, называла свой "Титан", класса "Циклоп", революционным подводным аппаратом, который открывает новую эру подводных исследований.
Сделанный из легких материалов, углеволокна и титана, он единственный в мире способен доставить 5 человек на глубины до 4 километров. Предмет особой гордости компании – то, что на "Титане" спроектирована система мониторинга, которая, используя акустические и тензометрические датчики, в режиме реального времени отслеживает состояние целостности корпуса по мере того, как аппарат погружается глубже и давление усиливается.
Но очевидно: что-то пошло не так. Глубоководные погружения всегда связаны с немалым риском. Это и огромное давление, и агрессивная среда, и ограниченная видимость, из-за чего аппарат может зацепиться за препятствие и застрять на глубине, говорит исследователь мирового океана, осуществивший сотни погружений, герой России Анатолий Сагалевич.
"Аппарат молчит, и то, что он не всплыл, это о многом говорит. Потому, что если даже там что-то случилось и люди живы, то они дали бы о себе знать. Здесь прошли почти сутки, и вообще никаких сигналов. Это говорит о том, что случилось что-то нехорошее", – считает Сагалевич.
Именно помехи при всплытии глава американской компании OceanGate Стоктон Раш называл в числе основных потенциальных угроз каждой такой миссии. На таких глубинах, как в космосе, должен быть просчитан максимум рисков. Неслучайно уникальные российские глубоководные "Мир-1" и "Мир-2" часто работали парами.
"У нас были 2 аппарата. Мы могли помогать друг другу. Мне приходилось помогать самому себе: я поставил резак и дополнительное оборудование, которое у нас предусмотрено. Это резак, которым можно было рубить кабель толщиной 15 миллиметров, любой трос, медные провода", – говорит пилот глубоководных аппаратов Евгений Черняев.
Конкурируя с США, Францией, Японией, Россия по глубоководным исследованиям еще с советских времен – на передовых позициях. Погружались на дно озера Байкал, на дно морей и океанов, включая Северный ледовитый. В 2007 году на глубине свыше 4 километров с помощью аппаратов "Мир" установили российский флаг.
Это первое в истории погружение позволило провести исследование и доказать, что внушительная часть арктического шельфа, который скрывает почти четверть мировых запасов нефти и газа, – продолжение российской части Евразии. И неслучайно, несмотря на наличие у США технологий глубоководного бурения, американский кинорежиссер Джеймс Кэмерон обращался за помощью именно к российским специалистам.
На аппаратах "Мир" перед съемками "Титаника" Кэмерон погружался к обломкам легендарного судна, а затем снял еще несколько научных картин.
"Мой друг ученый Анатолий Сагалевич как-то сказал мне: "Джим, нужно снимать что-то реальное, что интересно людям. Я посмотрел их подводные съемки, и с тех пор мы работаем вместе", – рассказывает Кэмерон.
"Я ему тогда сказал: "Знаешь, Джим, мир устал от голливудских фильмов, от насилия, от крови. Покажи жизнь, покажи, как люди плыли через Атлантику. И, конечно, в центре фильма должна быть любовь", – вспоминает Сагалевич.
"Миры" участвовали в кастинге глубоководных аппаратов и для других фильмов и неизменно побеждали.
Сейчас долгие годы аппараты стоят в ожидании новых научных миссий в Калининграде.
Сегодня батискафы, на счету которых тысяча погружений и сотни открытий, прописались в Калининграде. "Мир-1" находится в экспозиции Музея Мирового океана, "Мир-2" стоит в ангаре, на окраине Калининграда.
Инженеры поддерживают работу их систем – каждый месяц забираются внутрь корпуса, в сферу, где размещаются гидронавты, чтобы провести техобслуживание.
Вот через эти иллюминаторы человек впервые увидел реальные обломки "Титаника" и точку географического Северного полюса. Это акриловые стекла, которые могут выдержать большое давление воды.
Прочные корпуса батискафов покрыты особым стеклопластиком – они могут доставить человека на огромную глубину в 6 тысяч метров.
Каждый аппарат оснащен двумя манипуляторами – вот такими механическими руками, которые, благодаря особой гидравлической системе, позволяют поднять со дна любой, даже мелкий и хрупкий, предмет. Например, фарфоровую тарелку с борта "Титаника". Уникальные технологии до сих пор не удалось превзойти.
Сегодня активно развиваются и глубоководные дроны. 3 года назад российский "Витязь-Д" стал первым в мире автономным беспилотным аппаратом, который погрузился на дно Марианской впадины – на глубину более 10 километров.
Аппарат может выдерживать давление до тысячи атмосфер и способен погрузиться и еще глубже – до 12 километров. Туда, где ни одна страна в мире еще не проводила полноценные исследования.