Последнее погружение "Титана"
На четвертые сутки активных поисков в Атлантическом океане Береговая охрана США всё-таки обнаружила обломки частной субмарины. И хотя зона поисково-спасательной операции растянулась на 26 тысяч квадратных километров, что сопоставимо с площадью Крыма, хвостовую обшивку частной подводной лодки обнаружили всего в 400 метрах от "Титаника".
"Наши эксперты проанализировали обломки, которые обнаружил один из наших беспилотных подводных аппаратов, и пришли к выводу, что пассажирской капсуле был нанесен катастрофический ущерб", – заявил контр-адмирал Береговой охраны США Джон Могер.
Позже спасатели пояснили, что, по предварительной версии, аппарат был разрушен в результате имплозии. Иными словами, из-за давления воды его сжало, как банку. Люди внутри погибли мгновенно.
Гибель пассажиров подтвердила и компания OceanGate, которая занималась организацией экстремального досуга: "В это трагическое время наши сердца находятся вместе с погибшими. Мы скорбим о гибели людей и радости, которую они принесли всем, кого знали. Вся семья OceanGate глубоко признательна бесчисленному количеству людей из международных организаций, которые усердно трудились над спасательной миссией".
Трагедия унесла жизни пятерых человек: опытного пилота подводного судна, легендарного Поль-Анри Наржиоля, который погружался к "Титанику" рекордные 37 раз, владельца экскурсионной компании OceanGate Стоктона Раша, миллиардера из Великобритании Хэмиша Хардинга, который успел слетать в космос на аппарате Джефа Безоса, и ещё одного пакистанского миллиардера Шахзады Давуда, а также его сына Сулеймана. Их тела будут и дальше искать спасатели из Канады, США, Великобритании и Франции. Но уверенности в том, что это получится, – нет. Уж слишком ненадежной оказалась субмарина, говорит режиссер Кэмерон, который сам погружался к месту крушения "Титаника" 33 раза, в том числе на российских батискафах "Мир".
"Многие люди в сообществе были очень обеспокоены этой подлодкой, а ряд ведущих игроков инженерного сообщества глубоководных работ даже написали письма в компанию, в которых говорилось, что то, что они делают, является слишком экспериментальным и нуждается в сертификации и так далее. Я просто поражен сходством с самой катастрофой самого "Титаника"", – заявил Кэмерон.
Впрочем, то, что частная субмарина, по сути, была большим экспериментом, признавали и в самой компании OceanGate, которая требовала от туристов подписать такое соглашение.
"Это экспериментальное судно, которое не было сертифицировано каким-либо регулирующим органом, а потому его использование может привести к физическим травмам, инвалидности или смерти".
Но несмотря на эти предупреждения, люди от года к году соглашались опуститься на глубину в четыре километра за 250 тысяч долларов. Верили словам ныне покойного генерального директора Раша: "Мы управляем субмариной при помощи джойстика от игровой приставки. Главное, что сама конструкция надежна. Все остальное – двигатели, проблесковые маячки, свет – может дать сбой. Но вы все равно будете в безопасности".
Правда, сейчас "Боинг" и университет Вашингтона, с которыми якобы было сотрудничество у OceanGate, все связи с Рашем и его компанией отрицают. Известно лишь, что предприниматель хотел остаться в памяти близких новатором. Но вот только новаторство он трактовал как способ пойти против правил. Но его история лишний раз показывает: законы природы всё же сильнее.