Ковры коренных народов Хабаровского края показали в Москве
Всероссийский музей декоративного искусства представляет выставку "Ковры Приамурья". Это передвижной проект, в котором участвует семь музеев Дальнего Востока. В экспозиции – ковры, созданные северными мастерами в разных стилях и техниках. Многие из них изготовлены из необычных материалов – меха, камыша, кожи рыб. Юлия Струкова продолжит.
Вышивка и аппликация, мозаика и инкрустация. Спирально-ленточные мотивы, в которые вплетаются изображения птиц, рыб, оленей, бабочек. Рукотворные ковры созданы представителями восьми коренных народов Севера. В Хабаровском крае проживают нанайцы и ульчи, орочи и негидальцы, удэгейцы, нивхи, эвены и эвенки.
"Были такие коврики-циновки, на которые они ели, спали, занимались какими-то хозяйственными делами. Но после того, как в середине XIX века Приамурье, Дальний Восток начали активно осваиваться, представители малых коренных народов увидели у русских, как можно делать ковры из ткани", – рассказал генеральный директор Хабаровского краевого музея им. Гродекова Иван Крюков.
Легкие, с обратной стороны может быть марля или лоскутная основа. Они могли быть украшением чума. Или стать авторской работой для выставок. Вот советская символика органично вплетается в традиционный нанайский узор.
"Каждый ковер – индивидуален, как человек. Это мир. И человек рассказывает о своем мире языком орнамента", – пояснила заместитель директора Всероссийского музея декоративного искусства Наталья Кайкова.
А эти ковры – из подручного материала. Меховые – произведения кочевников, эвенков. Круглый – называется кумалан. Вот этот – гимн оленю. Такие и сегодня продолжают делать из тушек птиц, меха бобра, зайца, колонка, оленьих шкур. Абсолютное безотходное производство и у рыбаков, нанайцев. Из рыбы делают даже одежду. Вот женский халат из рыбьей кожи. Натуральный материал – и не промокает.
"Если обратить внимание на синие вставки, которые видны на спине, почему на спине? По поверью, злые духи нападают со спины – поэтому спина должна быть защищена", – отметил генеральный директор Хабаровского краевого музея им. Гродекова Иван Крюков.
Музеи – Хабаровский краевой и Дальневосточный художественный – собирают коллекцию авторских ковров уже на протяжении 130 лет. Традиции ремесел до сих пор живы. И музейные собрания по-прежнему пополняются новыми самобытными произведениями мастеров Приамурья.