В МХТ имени Чехова представили "Игрока"
Событием в мире театра может быть не только премьера нового спектакля. Это может быть вообще не спектакль, а только его эскиз, намерение. Так, в экономике заявленное кем-нибудь намерение может рынок обрушить. Ожидание – это великая сила. В театральной лаборатории под названием "АРТХАБ", придуманной в МХТ имени Чехова, заключено ожидание. Ожидание того, что родится в Московском Художественном театре не по плану, а в результате соревнования режиссёров. Галина Зальцман – одна из нескольких десятков соискателей на репертуарную постановку в МХТ.
Её выбор – "Игрок" Достоевского. Дерзко вдвойне. Мало того, что автор тяжёлый, да ещё и тема пятого этапа лаборатории "АРТХАБ" – "В поисках комедии". Комическое у Достоевского? А вот прочтём у него самого, у Достоевского, я цитирую: "Нет такого предмета на земле, на который нельзя было бы посмотреть с комической точки зрения". А вот ещё из его дневника, через одиннадцать лет после написания "Игрока": "Юмор ведь есть остроумие глубокого чувства".
На новой сцене МХТ "Игрок" Достоевского превратился в комедию. За девять репетиций режиссер Галина Зальцман поставила эскиз, который длился всего час.
"Мы так для себя решили, и нашли какую-то такую формулу, такую, хулиганскую что "в поисках комедии" – это же не обязательно мы ее найдем, мы ее ищем. Может, не найдем. А может, где-то найдем. Но мы искали, если честно", – отметил заслуженный артист РФ Олег Тополянский.
Еще одно условие лаборатории – в постановке должно быть только пять артистов, у Достоевского персонажей больше. Решение такое: на двоих актеров – четыре роли. Олег Тополянский, например, исполняет роль генерала Загорянского..Он же выходит на сцену в образе больной "бабуленьки" Антониды Васильевны, чьей смерти так долго ждут Загорянские, чтобы получить наследство, и отпетые мошенники маркиз де-Грие и мадемуазель Бланш. Эти роли тоже исполняет один актер.
Эта вынужденная сдвоенность ролей так понравилась режиссеру Галине Зальцман, что она решила, если из эскиза вырастет спектакль, такой прием менять не планирует.
"Была ли мадемуазель Бланш, и какой она была, или всё это только шутки Де-Грие. Во всяком случае в сознании игрока это всё путается, и он не может вспомнить, а была ли у этой мадемуазель Бланш борода, потому что он никогда ее может быть даже и не видел-то особенно. В романе всё иначе, но тем не менее у нас вот так", – заявила режиссер Галина Зальцман.
В спектакле не обошлось без символов: Олень, во многих культурах он олицетворяет свет и чистоту, здесь это то, к чему так тянется главный герой, молодой учитель Алексей Иванович.
"Они все – заложники вот этого барабана, который крутится. И кто-то выигрывает эту игру, кто-то проигрывает. И самый главный игрок, естественно, Алексей Иванович, который не смог выиграть. И в данном случае мы же тоже в жизни постоянно что-то играем", – пояснил актер Алексей Кирсанов.
Света и чистоты он не находит, даже любовь к юной Полине не спасает его от пагубной страсти – игры в рулетку. От комедии в этой постановке – бородатая мадемуазель Бланш, внешность которой не так уж важна генералу, он просто влюблен в фантазийный образ. А еще Миша – малолетний сын генерала, который так и не появляется на сцене. Все делают вид, что ищут его, но на самом деле этот ребенок никому не нужен. В спектакле много хореографии, ее часто используют, чтобы усилить комический эффект.
Как говорит куратор проекта "АРТХАБ" Марина Брусникина, "мы не ищем гениев, мы пытаемся услышать время". На обсуждении после спектакля многие зрители назвали главной идеей эскиза – зависимость игрока. Но режиссер Галина Зальцман назвала главной мысль о том, что герои "Игрока" находятся за границей – пусть и в придуманном городе Рулетенбурге, и пытаются освоить западный образ жизни, который им никак не дается. По ее мнению, именно этот вопрос сейчас особенно актуален.